Строительство в годы ВОв: как военнопленные строили гидроэлектростанции. Строительство оборонительных сооружений в период вов Начало строительства вов

Главная / Сельско хозяйство

А.Вуколов.

Строительство масштабных оборонительных линий в межвоенный период ХХ века было широко распространено. В большинстве своём эти мощные фортификационные сооружения, в которые была вложена масса труда и средств, "не сработали", если не считать, с натяжкой, Линию Маннергейма. Причины такого положения были различными и не всегда лежали в военной плоскости. Попробуем кратко рассмотреть, что происходило в СССР в области фортификационного строительства перед войной и в самом её начале.

Великая Отечественная война, как известно, началась для нас неудачно. На эту тему написаны десятки книг, снято множество фильмов. О причинах отступления РККА и трагической неразберихи на фронте и в тылу в начальный период войны также сказано достаточно. Но уже в ходе войны в качестве одного из факторов поражения лета 1941-го года называли неподготовленность границы страны к обороне.

И это немного странно: советское государство имело оборонительную военную доктрину. Предполагалось разгромить противника на его территории, предварительно измотав в оборонительном сражении. Но ведь оборона должна на что-то опираться, - первое, что делает солдат, прибыв к месту предполагаемого соприкосновения с силами врага, - начинает окапываться. То есть создаёт простейшее полевое оборонительное сооружение - окоп или стрелковую ячейку. Первое, что делает страна, получив некие приращения к территории - обустраивает новые границы. СССР к тому же за полтора года до начала Великой Отечественной завершил Зимнюю войну с Финляндией, и многие помнили, каких усилий стоил нам прорыв линии Маннергейма. Плюс к этому у всей Европы была на устах другая линия укреплений - Мажино. Неужели Советский Союз не построил ничего аналогичного?

Это не так, разумеется. У нас была "Линия Сталина" (кавычки потому, что в официальных документах эту систему укреплений так никогда не называли), - которая по данным немецкой разведки включала в себя 2962 каземата и бункера для орудий и пулемётов. Цифра становится ещё внушительнее, если не забывать, что долговременная огневая точка не стоит одиноко в поле, а окружена системой окопов, ходов сообщения, прикрыта инженерными заграждениями; инфраструктура укрепрайона, о которой будет сказано ниже, вообще весьма сложна.

Так где же были все эти укрепления в июне 41-го? В этой фразе ключевое слово "где". Они были на старой границе, образовавшейся в результате Советско-польской войны 1919-1921 гг., когда значительные территории Украины и Белоруссии отошли Польше. В 1939-м году Советский Союз эти земли вернул, а кроме них - прибалтийские республики, Бессарабию и Северную Буковину.
Таким образом, граница отодвинулась от линии укрепрайонов на 35-300 км. В связи с этим, а также в связи с подписанием Договора о ненападении с Германией, было принято решение о консервации "Линии Сталина" и о начале строительства на новых рубежах "Линии Молотова" (эту линию укреплений так не называли даже неофициально, это новейшее изобретение).
Строительство оборонительной линии на новой (старой) границе началось, но из запланированных к постройке более 5800 ДОС (долговременное оборонительное сооружение) сооружены были лишь 880. Гарнизоны ДОТов также не были доведены до штатной численности. Кроме того, не стоит забывать, что укрепрайон это не только система огневых точек с гарнизонами. Одиночный ДОТ или даже узел обороны из нескольких ДОТов обходится, блокируется и впоследствии сравнительно легко уничтожается противником, если не имеет прикрытия. А так называемое "полевое заполнение" укрепрайонов на новой линии было крайне недостаточным.

Тут, немного отступив от основного вопроса, можно вспомнить печальную историю бельгийского форта Эбен-Эмаэль. Форт находился на бельгийско-голландской границе, строился три года и считался крупнейшим в мире. Это мощное сооружение было призвано защитить Бельгию от германской агрессии. И что же? Форт, имевший по штату гарнизон 1200 человек, взяли 78 (это преувеличение, но главное дело сделали именно они) немецких десантников, посадивших свои планёры на крышу крепости. Это событие считается первой операцией с использованием десантных планёров. А вывод один - новые технические средства требуют новых подходов к тактике.
Появление скорострельного оружия и новых средств сообщения вызвало к жизни позиционную войну. Ведь теперь, пока солдаты прогрызали оборону, противник имел возможность быстро перебросить на угрожаемый участок подкрепления. Оказывалась неэффективной многодневная (!) артподготовка - закопавшихся в землю людей очень трудно перебить всех до единого. С мёртвой точки дело сдвинуло появление на полях сражений танков. Фортификацией военачальники не пренебрегали никогда, но после Первой мировой войны инженерная подготовка позиций выдвинулась на первый план, особенно там, где заранее подготовленных рубежей обороны не было. Когда началась война, оборонительные рубежи Москву не прикрывали, т.к. наша военная доктрина, как было сказано выше, предполагала вести боевые действия на чужой территории.


...Инженерные части как отдельный "род войск" имелись ещё у древних ассирийцев. На барельефе VII в. до н.э. изображены воины, пытающиеся пробить стену штурмуемой крепости с помощью ручного бурава и кирок под прикрытием тяжёлых щитов других воинов. Впрочем, кирка имелась у каждого ассирийского солдата, но специальные отряды, предназначенные для прокладки дорог, наведения мостов и разбора завалов - такого не было ни у какого государства в то время, да и после. Кроме того, "инженерные войска" Ассирийской империи отвечали за осадные башни, тараны и т.п., т.е. имели не только оборонительные, но и наступательные функции. Это качество инженерных войск сохранилось до наших дней...
В составе РККА на начало Великой Отечественной войны находилось 9 инженерных и 9 понтонно-мостовых полков, кроме того имелось 252 сапёрных, мостовых и понтонных батальона. В составе каждой стрелковой дивизии имелся сапёрный батальон. В битве под Москвой приняло участие до половины инженерных частей Красной Армии.

Ситуация с оснащением инженерных и строительных частей техникой была не очень хороша. В гражданском строительстве использовался в основном импорт - экскаваторы, траншейные и котлованные машины, но их было мало. Например, впоследствии крупнейший в мире Магнтогорский металлургический комбинат, знаменитая Магнитка, был построен по воспоминаниям очевидцев "от кайла и лопаты". На фотографиях тех лет видно, что грунт вынимается вручную и транспортируется с помощью "грабарок" - конных повозок. Положение впоследствии несколько улучшилось - появилась автомобильная техника и 25 американских экскаваторов. Кроме того, настройку были направлены сваезабивочные копры и другие механизмы.

Строительство другого объекта - Беломорско-Балтийского канала - велось, как известно, силами заключённых, поэтому с механизацией там было ещё хуже. Широкое применение грузоподъёмных механизмов на мускульной тяге стало одной из визитных карточек этой крупной стройки. Один из строителей впоследствии вспоминал, как он работал на кабестане - ручном вороте, поднимавшем вагонетки с грунтом из котлована. Этот ворот он называл "египетским".

Механизация армейских подразделений также оставляла желать лучшего. В более хорошем состоянии находились понтонные части, но техники не хватало и там. Хотя до войны проводились эксперименты по созданию мостоукладчиков на базе танков Т-26 и БТ, до крупносерийного производства их не довели. В какой-то мере выручил ленд-лиз, поставивший на вооружение РККА широко известные автомобили "Студебеккер", "Додж", GMC и т.д., а также бульдозеры "Катерпиллер" и другую технику; однако это произошло значительно позже. Советское экскаваторостороение начало своё развитие в 1930-м году, когда было принято решение о замене парка импортных машин на отечественный. Первым советским экскаватором был выпущенный на Воткинском заводе и М-III. Он представлял собой паровой поворотный экскаватор массой 65 тонн и вместимостью ковша 1,5 м3. Строительство экскаваторов и несамоходных скреперов развивалось, но этой техники было недостаточно.

Ещё 18-го июля 1941-го года, когда стало ясно, что пограничное сражение нами проиграно, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о строительстве рубежей обороны на подступах к Москве. Строительство велось в полукольце, окружавшем столицу с севера, запада и востока. Стратегические рубежи обороны создавались на Можайском, Волоколамском и Малоярославском направлении. Общая протяжённость их составила до 10000 километров и до 300 километров глубину. Также оборудовались оборонительные позиции на ближних подступах и в самом городе. Таким образом, к началу октября были созданы Можайская и Вяземская линии обороны и Московский оборонительный район.

Здесь нужно вспомнить что инженерные войска не только "копают". На Вяземской линии обороны инженерными частями было установлено более 80 тысяч противотанковых мин. По неполным данным на минах подорвалось более 400 немецких бронемашин и несколько десятков танков. Были оборудованы минновзрывные, проволочные и даже эликтризуемые линии заграждения. Буквально ошеломило противника эффективное применение дистанционно управляемых фугасов. Некоторые из них имели радиоуправление.
Многие знают, что оборудовать оборонительные рубежи активно помогало население. Дело в том, что ввиду недостатка минновзрывных средств приходилось использовать большое количество "традиционных" заграждений - противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, устраивать завалы на дорогах и в лесах. Длина завалов составила 1500 погонных километров, противотанковых рвов было вырыто 600 км.

Опора на эти оборонительные рубежи позволяла нашим войскам изматывать ударные группировки противника в многодневных боях. Как писал К.Симонов, наши части напоминали пружину, которую всё сжимают и сжимают, но ведь когда-то она обязательно распрямится...
К моменту перехода в контрнаступление Западный и Калининский фронты имели в своём составе 19 инженерных, 19 саперных и 6 понтонных батальонов. В состав западного фронта входила целая сапёрная армия (1-я). Во всех зимних наступательных операциях 41-го года инженерные части обеспечивали наступление - прокладывали колонные пути и дороги, вели разминирование. Кроме того, помогали отражать контратаки и контрудары противника.

Вклад инженерных войск в оборону Москвы и в дальнейшее контрнаступления велик. Дальше была Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, взятие Берлина. Штурм городов без сапёров теперь вообще труднопредставим, а ведь этот опыт вырабатывался именно тогда.
Любая армия мира теперь имеет инженерные войска, правда, строительство линий укрепрайонов по образцу "линий Сталина и Молотова" отошло в прошлое - с появлением новых средств поражения он стали не нужны. Как интересный, можно отметить тот факт, что последними здесь тоже, кажется, были мы, имея до последнего времени линию УРов на границе с Китаем. Но это другая история.

Укрепления Советского Союза в Великой Отечественной войне

Долговременная фортификация в предвоенный период главным образом применялась при создании пограничных укреплений.

К строительству укрепленных районов в нашей стране приступили только после тщательного изучения опыта первой мировой войны, практически в 1929-1930 гг. С началом второй мировой войны, с 1939 г. вплоть до 22 июня 1941 г., совершенствовались ранее построенные и строились новые укрепленные районы вдоль новой государственной границы на территории западных областей Украины, Белоруссии и в Прибалтике.

Советская фортификационная школа, опираясь на передовые взгляды советского военного искусства 20- 30-х годов, разработала стройную теорию создания долговременных укреплений в приграничной полосе государства как на западе, так и на востоке страны.

Эта теория исходила из советской военной доктрины, основывающейся на марксистско-ленинском учении о войне и армии и определяла характер будущей войны как решительного столкновения блока империалистических держав с нашей страной. Предполагался длительный и ожесточенный характер вооруженной борьбы с огромным напряжением всех сил народа и его экономики.

Советская стратегия, будучи по своему характеру наступательной, считала и оборону правомерным видом боевых действий на отдельных операционных направлениях в рамках общего стратегического наступления. В начальный период войны (15-20 суток) предполагалось вести боевые действия в ограниченных масштабах при одновременном проведении отмобилизации, сосредоточении и развертывании главных сил 1* .

Соответственно с этим советское военное искусство отводило приграничным укреплениям важную роль заслона и опоры для армий прикрытия государственной границы.

Проекты советских военных инженеров С. А. Хмелькова, Н. И. Коханова, Н. И. Унгермана и других в полной мере учитывали изменения, происшедшие после первой мировой войны в вооружении и способах ведения боевых действий, – насыщение армий танками, авиацией, артиллерией, повышение мобильности и ударной силы частей и соединений.

Согласно предложенным проектам укрепленные районы должны были иметь при фронте 50-80 км большую глубину (20-30 км) с обязательным предпольем глубиной 10-12 км. Эшелонирование опорных пунктов и узлов сопротивления в глубину предполагалось производить созданием трех-четырех позиций; планировалось широкое применение заграждений всех видов. Значительная часть ДФС должна была иметь противотанковое вооружение. Укрепленные районы в ходе боевых действий предлагалось использовать не только как средство пассивной защиты, но и как опорную базу для активных действий наших войск. Считалось обязательным участие полевых войск в обороне УР совместно с их постоянными гарнизонами.

Однако по ряду причин прогрессивные идеи советского военного искусства не полностью были осуществлены на практике. Ряд построенных УР имел недостатки, которые отрицательно повлияли на эффективность этих укреплений в ходе войны. Многие УР находились в процессе реконструкции, большое количество ДФС еще только строилось.

22 июня 1941 г. гитлеровские войска перешли границу СССР, начав свой разбойничий поход против Страны Советов.

Долговременные укрепления Советской Армии, строившиеся вдоль западной границы государства, сразу же приняли на себя первый удар врага. Вот что свидетельствуют непосредственные участники боевых действий.

Маршал Советского Союза И. X. Баграмян писал: «…к началу вражеского нападения строительство большинства пограничных укрепленных районов нашего округа не было закончено, в строю находились лишь отдельные долговременные огневые точки (доты). Подготовленные полевые оборонительные позиции не были заняты нашими стрелковыми дивизиями прикрытия границы. …Гитлеровцы, наступавшие при поддержке мощного артиллерийского огня, сравнительно быстро блокировали большинство наших дотов, но не смогли сломить упорства их малочисленных гарнизонов…

Огневые точки на советской границе, их малочисленные, но стойкие гарнизоны явились первым препятствие ем, о которое споткнулась огромная фашистская армия в своем марше на Восток. Героическая борьба пограничников и бойцов приграничных укрепленных районов имела огромное значение» 2* .

По свидетельству Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, успешно встретили удары противника Рава-Русский, Перемышльский и другие укрепленные районы, а Брестская крепость дала врагу такой отпор, что его ударная группа вынуждена была обходить эту цитадель обороны стороной, теряя время и темп наступления.

Столь же высоко оценивали роль и значение укрепленных районов в Великой Отечественной войне другие советские военачальники и военные исследователи. Так, военный историк В. А. Анфилов в книге «Бессмертный подвиг» (М., 1971), восстанавливая историческую справедливость, на основе изучения опыта первого этапа войны приходит к выводу о серьезном положительном значении УР в приграничных сражениях лета 1941 г.

Таким образом, вклад УР в дело сокрушения гитлеровского блицкрига бесспорен.

История Великой Отечественной войны является наглядным подтверждением известного ленинского высказывания:

«Таких войн, которые бы начинались и оканчивались сплошным победоносным наступлением, не бывало во всемирной истории, или они бывали, как исключения» 3* .

Боевые действия советских войск в укрепленных районах на западной границе дают много примеров успешной и умелой их обороны.

Рава-Русский и Перемышльский УР, как указывалось, оказали врагу упорное сопротивление и с первых же дней войны нарушили немецкие планы продвижения в глубь советской территории.

Озлобленное неудачей, командование противника бросило против советских войск, оборонявшихся в Рава- Русском УР, бомбардировочную авиацию, артиллерию и огнеметные танки. Самолеты Ю-88 непрерывно бомбили оборонительные сооружения, огневые позиции и командные пункты. Но сильный артиллерийский обстрел и бомбежки с воздуха не могли причинить существенных повреждений железобетонным сооружениям. Несмотря на то что вражеская артиллерия вела огонь прямой наводкой по амбразурам, сооружения не были разрушены. Шаровая установка амбразурных коробов выдерживала прямое попадание снарядов. Тогда для уничтожения долговременных огневых точек противник -применил огнеметные танки. Однако гарнизоны продолжали сопротивление, сражаясь упорно и нанося врагу большие потери.

Не добившись успеха в штурме долговременных укреплений, противник стремился вклиниться на их флангах, обороняемых полевыми войсками, но и там советские воины оказывали яростное сопротивление врагу;. Когда наши войска занимали заблаговременно подготовленные укрепления, то стояли насмерть, часто вступая в рукопашные схватки.

В Перемышльском УР одна из советских дивизий на целую неделю задержала врага. В ходе этих боев, как свидетельствуют боевые документы, на один из ДОТ немцами было обрушено до 500 артиллерийских снарядов, но сооружение не было повреждено, й его расчет продолжал бой.

В первые три недели войны немцы потеряли около 100 тыс. солдат и офицеров, более половины своих танков и другую технику. Наряду с героизмом советских воинов важную роль сыграли и имевшиеся укрепления на границе, которые в полной мере были использованы в приграничных сражениях.

Упорно сражались с превосходящими силами врага гарнизоны многих советских укрепленных районов. Например, один из УР более двух лет надежно прикрывал с севера Ленинград от немецко-финских войск, оказавшись для них непреодолимым. В последующем этот УР явился хорошим плацдармом для наступления советских войск и окончательного разгрома врага на Карельском фронте. Он был выгодно расположен на местности, имел сильное вооружение и развитую систему заграждений.

Но были случаи и неудачных действий войск в УР. Причинами этих неудач являлись крайне неблагоприятные условия действий советских войск вследствие вероломного внезапного нападения Германии, а также незавершенность строительства многих УР к началу войны и отдельные недостатки построения (отсутствие предполья, малая глубина и т. п.). Не во всех ДФС имелось необходимое вооружение. В укрепленных районах по новой государственной границе лишь около половины огневых сооружений имели положенное по штату вооружение.

Многолетняя ожесточенная война дала обильный материал для анализа и изучения многих вопросов, в том числе и вопроса о роли и значении укрепленных районов.

Это изучение показывает, что в тех случаях, когда укрепленным районам придавалось должное значение, когда они поддерживались в постоянной готовности и своевременно занимались обученными войсками с проведением полевого дооборудования в соответствии с боевой обстановкой, тогда они успешно выполняли свое назначение.

Подтвердилось известное изречение: «Как и пушки, крепости являются лишь оружием, которое самостоятельно не может выполнять свою цель. Нужно уметь правильно использовать их».

Вместе с тем следует сказать, что многочисленные примеры удачного использования укрепленных районов Советской Армией в начальный период Великой Отечественной войны вовсе не означают, абсолютного соответствия системы бывших УР, их технического оснащения и способов обороны требованиям войны.

Боевой опыт выявил ряд серьезных недостатков укрепленных районов 30-х годов как формы укрепления границ государства.

Мнение большинства военных специалистов сводится к тому, что главными недостатками укрепленного района, вскрытыми войной, являлись его недостаточная активность (т. е. неспособность быстро реагировать на изменения боевой обстановки) и практическая невозможность маневра основным вооружением, установленным в казематах долговременных фортсооружений. К этому следует добавить, что выделенные для усиления УР полевые войска зачастую запаздывали с приходом и не успевали организовать взаимодействие с его постоянным гарнизоном.

После окончания второй мировой войны критическое осмысление ее опыта вызвало у военных специалистов серьезные разногласия о роли и значении укрепленных районов и о необходимости заблаговременной инженерной подготовки границ государства.

Печальная судьба линии Мажино, линии Зигфрида, Атлантического вала, военно-морской крепости Сингапур, японских УР в Манчжурии и многих других, казалось, свидетельствовала о бесполезности этих укреплений. Но, с другой стороны, успешные действия в войне ряда советских УР говорили о больших боевых возможностях такой формы укрепления границ.

Споры и дискуссий в специальной военной зарубежной прессе по этому вопросу не прекращаются и по сей день, что можно объяснить его актуальностью и в наше время.

Военная мысль во многих странах периодически возвращается к идее укрепленного района, признавая его важную роль в современном военном искусстве. Вопросы заблаговременной фортификационной подготовки границ государства, несмотря на противоречивость опыта второй мировой войны, все больше обсуждаются в зарубежной военной печати. Большинство исследователей склоняется к мысли о необходимости дальнейшего развития этого направления в военном деле.

Если долговременная фортификация в ходе минувшей войны дала повод к разнообразным и зачастую противоречивым выводам, то о полевой фортификации еледует сказать вполне определенно и однозначно: ее важная роль на поле боя проявилась в полной мере.

Невиданное до того возрастание масштабов применения средств поражения, значительное усиление воздействия артиллерийских, авиационных и стрелковых огневых средств на войска привели к массовому и постоянному применению фортификационного оборудования местности. Уяснение в ходе боевой практики тех преимуществ, которые дает фортификация, сделало ее не только тактическим, но и оперативным и даже стратегическим средством достижения победы.

В ходе войны было наглядно подтверждено, что укрепления повышают устойчивость, живучесть, активность обороняющих позиции войск. Эта высокая полезность фортификации привела к тому, что полевое укрепление местности в годы минувшей войны приняло массовый и всеобщий характер. Оно применялось как в обороне, так и в наступлении, осуществлялось всеми видами вооруженных сил и родами войск.

Необходимо отметить, что в боевой практике пришли не сразу к необходимости максимального использования всех преимуществ, которые дает фортификация.

Если в первый период войны главное внимание уделялось устройству противотанковых заграждений (рвов, надолб, лесных завалов и т. п.), а фортификационные сооружения для вооружения и боевой техники (окопы, укрытия) возводились только для 15-30% огневых средств и боевой техники, то в последующем большое внимание придавалось устройству противопехотных заграждений, а количество укрываемых средств и техники увеличилось до 70%.

Окопы для стрельбы, укрытия от огня противника стали устраиваться не только для стрелков, пулеметчиков, автоматчиков, но и для орудий, минометов и даже для танков.

Окапывание танка – наиболее маневренного боевого средства – явилось, пожалуй, самым убедительным и характерным доказательством важности и нужности фортификации на поле боя.

Танки окапывались не только в обороне, но и при подготовке наступления, создавая прочный и надежный костяк оборонительной позиции или исходного района для наступления. Танк в окопе (своеобразный бронированный ДОТ) был трудно уязвимой для противника

целью, сам же он успешно вел борьбу с тремя-четырьмя танками противника.

В боевых операциях с 1943 г. (Курская битва и др.) окапывание танков приняло массовый характер. «Танки превратились в сотни бронированных огневых точек. Они явились стальными устоями обороны, на которые опирались пехота и артиллерия, образовав мощный непреодолимый барьер» 4* .

Инженерное оборудование местности не ограничивалось, конечно, только окапыванием танков; зарывалось в землю все, что могло оказаться в зоне огня противника.

Объем фортификационных работ, выполняемых войсками при помощи местного населения, на позициях и тыловых оборонительных рубежах постоянно возрастал от одной боевой операции к другой, особенно в кампаниях 1941 -1943 гг. Широко известны и достаточно описаны в литературе героическая оборона Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска и многие другие операции Советской Армии в этот период, в которых очень наглядно и поучительно проявились роль и значение фортификации. Например, в Московском оборонительном сражении только на Брянском направлении на фронте в 230 км в течение июля – августа 1941 г. было отрыто 3570 км противотанковых рвов, эскарпов и траншей, оборудовано 6650 пулеметных окопов, 2300 пулеметных дотов и дзотов и до 700 сооружений для 76-мм орудий 5* . На рис. 10 показана схема оборонительных рубежей под Москвой (1941 г.), которая включала Вяземскую и Можайскую линии обороны, а также Московскую зону обороны. Кроме того, фортификационные сооружения строились и на других направлениях, где наступал враг.

Своевременная подготовка оборонительных рубежей помогла Советской Армии летом и осенью 1941 г. задержать наступление противника и выиграть время для мобилизации всех сил страны на отпор агрессору.

Столь же велик был размах фортификационных работ и в 1942 г.

Особенно активизировались они с началом наступления немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении летом 1942 г.

Рис. 10. Схема оборонительных рубежей на московском направлении летом и осенью 1941 г..

Используя опыт обороны Москвы, войска с болШЙМ упорством строили укрепления на дальних и ближних подступах к городу. Этот огромный труд не пропал даром.

Вот что писал в газете «Красная звезда» за 17.7 1967 г. участник Сталинградской битвы генерал-полковник М. С. Шумилов: «На десятках, сотнях примеров войска убедились, что стойкое сопротивление технически оснащенному противнику при больших огневых плотностях может быть достигнуто только при хорошем окапывании и искусной маскировке, при умелом создании целой сети инженерных заграждений. Отсюда и возникло крылатое: «Твой окоп – твоя крепость». Без этого железного закона теряло свою силу и требование «Стоять насмерть!».

Действительно, только в самом Сталинграде за период его обороны было построено 2500 различных окопов, 200 дзотов, около 450 блиндажей и убежищ, установлено 37 железобетонных и броневых колпаков для пулеметов, приспособлено к обороне 186 зданий 6* .

Кроме фортификационных сооружений в городе и на ближайших подступах к нему было установлено большое количество различных заграждений. Фортификация сыграла немаловажную роль в разгроме врага под Сталинградом.

Наиболее широкий размах укрепление местности получило в Курской битве (июль -август 1943 г.). Здесь был максимально использован богатый боевой опыт, накопленный Советской Армией с начала войны, воплощены на практике передовые взгляды нашей фортификационной школы. Главной особенностью фортификационного оборудования в этот период явилось широкое применение системы траншей и ходов сообщения, дополнявшейся фортификационными сооружениями различного назначения. На главном направлении количество траншей и ходов сообщения доходило до 8 км на каждый километр фронта, а всего их было отрыто свыше 10 тыс. км.

На рис. 11 в качестве примера показана система траншей в полосе обороны 15 сд 13 А летом 1943 г.

Оборона Курского выступа отличалась большой глубиной, достигавшей 250-300 км. Она включала восемь рубежей тактического, оперативного и стратегического назначения. Серьезное внимание уделялось маскировке и устройству развитой системы заграждений всех видов, особенно минно-взрывных. Объем фортификационных работ был поистине огромным.

Рис. 11. Система траншей в полосе обороны дивизии (15 сд 13 А; лето 1943 г.)

Только в полосе обороны Воронежского фронта (244 км) было отрыто 4240 км траншей и ходов сообщения, 28 058 стрелковых окопов, 55 854 окопа для противотанковых орудий, ружей и пулеметов, построено 5322 командных и наблюдательных пункта, 17 505 землянок и убежищ, до 600 км проволочных заграждений, установлено много минных полей 7* .

Усилия, затраченные на фортификационное оборудование позиций советских войск на Курской дуге, оправдали себя в полной мере. Наступавший враг был остановлен на подготовленных рубежах, обескровлен и отброшен далеко на запад.

Опыт Курской битвы был изучен, обобщен и положен в основу единых взглядов на организацию фортификационного оборудования местности при подготовке обороны.

Высокую оценку инженерного укрепления местности при подготовке и в ходе Курской битвы дал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Указывая на серьезное значение фортификационных мероприятий для достижения успеха в операции и важность их тщательного выполнения, он говорил: «Мы постоянно следили за качеством инженерного оборудования полос и позиций, организацией противотанковой обороны на важнейших направлениях. Я сам много раз выезжал в войска, осматривал укрепления, беседовал с людьми. Радовало, что бойцы и командиры были уверены в своих силах, в устойчивости построенной ими обороны» 8* . Столь же высоко оценивал К. К. Рокоссовский значение фортификационного оборудования местности и в других операциях Великой Отечественной войны.

Боевая действительность убедительно подтвердила большой вклад в разгром врага своевременно подготовленных и умело использованных нашими войсками укреплений. Так было под Курском, так было в Белоруссии и на всем протяжении огромного советско-германского фронта.

Этого же мнения придерживался и Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, который, рассматривая воп рос о значении построенных в ходе войны укреплений, говорил: «…там, где они были умело использованы нашими войсками, противник нес значительные потери, утрачивал свои наступательные возможности и в конечном счете терпел поражение» 9* .

Изучая и осмысливая богатый опыт Великой Отечественной войны, можно установить, что полевая фортификация в ходе войны непрерывно развивалась и совершенствовалась. Это развитие происходило в тесной связи с оперативным искусством и тактикой действий войск.

Война выявила важнейшие требования к обороне: упорство, активность и высокую устойчивость против массированных атак танков, пехоты, поддерживаемых артиллерией и авиацией. Для обеспечения этих требований советская фортификационная мысль предложила форму укрепления местности в виде сети траншей и ходов сообщения, дополняемой системой огневых сооружений для пулеметов, орудий, минометов и танков, пунктов управления, укрытий для личного состава, боеприпасов и др.

Фортификационное оборудование дополнялось развитой системой противотанковых и противопехотных заграждений.

Многополосность и многопозиционность укреплений, создаваемых на большую глубину, сочетание фронтальных позиций и рубежей с отсечными и тыловыми, создание районов обороны, опорных пунктов и узлов сопротивления в ключевых пунктах местности обеспечивали высокую устойчивость и активность обороны и создавали благоприятные условия для перехода в решительное наступление.

Эта структура полевого укрепления местности, так хорошо зарекомендовавшая себя в ходе войны, является значительным достижением отечественной фортификации.

Необходимо отметить, что укрепления в ходе войны создавались в короткие сроки с максимальным использованием имеющихся сил и техники. Помимо войск эту задачу решали и военные строители с широким привлечением местного населения и местных строительных ресурсов.

Масштабы фортификационных мероприятий видны из табл. 1, в которой показаны объемы работ по оборудованию тыловых оборонительных рубежей, заблаговременно возведенных органами оборонительного строительства с привлечением местного населения.

1* См.: История военного искусства, М., 1984, с. 91.

2* Баграмян И. X. Так начиналась война, М., 1977, с. 98, 99.

3* Ленин В. И. Полн. собр. соч, т. 44 с. 209.

4* История Великой Отечественной войны 1941 – 1945. М., 1964, Т. 3, с. 267.

5* См.: Рубежи мужества. М., ДОСААФ, 1978, с. 28.

6* См.: Инженерные войска в боях за Советскую Родину. М., 1970, с. 131. 3

7* См.: ЦАМО, ф. 203, оп. 2845, д. 227, л. 5, 6.

8* Рокоссовский к. К. Солдатский долг. М., 1968, с. 211.

9* Рубежи мужества. М., 1978, с. 5.

Таблица 1

Сроки подготовки рубежей составляли от восьми суток до трех месяцев. Количество полос обороны на рубеже составляло одна-две, а позиций в каждой полосе от одной до трех. Общая глубина армейского оборонительного рубежа в ходе войны возросла от 10 до 60 км. Кроме того, резко возросло в ходе войны количество траншей и ходов сообщения, которые, как было ранее сказано, являлись основой фортификационного оборудования местности в обороне.

Количество инженерных заграждений постепенно уменьшалось, что связано с возрастанием масштабов наступательных действий Советской Армии.

В табл. 2 приведены основные показатели фортификационного оборудования полос обороны (на 1 км фронта) в годы Великой Отечественной войны (показатели 1941 г. условно приняты за 100%).

В ходе войны постоянно возрастало количество огневых средств, а следовательно, возрастала и плотность огня, поэтому росло количество огневых сооружений на 1 км позиции. Кроме того, возрастало и количество траншей на позициях как универсальных сооружений, обеспечивающих ведение огня из стрелкового оружия, надежное укрытие и маневр личного состава по фронту позиции.

Таблица 2

Что касается закрытых фортсооружений, то в ходе войны (особенно с 1943 г.) происходило увеличение доли противоосколочных сооружений и уменьшение доли усиленных сооружений.

Это можно объяснить возрастающей маневренностью боевых действий, требовавшей менее трудоемких сооружений. В то же время защитные свойства противоосколочных сооружений оказались достаточно высокими.

Укрепление местности успешно осуществлялось не только в оборонительных операциях, но и в ходе наступательных действий, как при подготовке исходных районов для наступления, так и при отражении контрударов противника (например, в сражении у оз. Балатон весной 1945 г.).

Суммируя богатый опыт Великой Отечественной войны в отношении полевой фортификации, можно сделать заключение, что полевые фортификационные укрепления должны быть надежны, созданы своевременно и в нужном месте. В этом случае они будут в высшей степени полезны для достижения успеха в бою и операции.

Из этого заключения вытекают практические выводы:

сооружения должны обеспечивать эффективное применение установленного в них оружия и надежную защиту личного состава;

защитные свойства сооружений должны быть рассчитаны, исходя из вероятных средств поражения и способов их применения противником;

сооружения должны располагаться непосредственно в боевых порядках войск;

сооружения должны быть достаточно просты и нетрудоемки, чтобы они могли возводиться самими войсками в короткие сроки, с учетом складывающейся боевой обстановки;

сооружения должны допускать широкое применение средств механизации для их возведения;

войска должны иметь необходимые технические средства для устройства сооружений;

личный состав всех родов войск должен быть обучен самостоятельному фортификационному оборудованию своих позиций и районов расположения.

Эти выводы, сделанные на основе опыта минувшей войны, тщательно изучались всеми армиями; боевая подготовка войск строилась с учетом этого опыта.

Война в Корее (1950-1953 гг.) подтвердила и значительно усилила основной вывод второй мировой войны о большой роли фортификации в современных боевых действиях.

Из книги Тайны лунной гонки автора Караш Юрий Юрьевич

«Свой путь» Советского Союза в космосе 22 октября 1969 г. генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев, выступая с речью на приеме в Кремле, в частности, сказал, что у СССР имеется собственная обширная космическая программа, рассчитанная на многие годы, и что Советский Союз будет

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Глава 9 КОСМОПЛАНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Несмотря на всеобщее увлечение баллистическими ракетами, вызванное научно-техническим наследием Третьего рейха, в Советском Союзе нашлись конструкторы, которые, вопреки мнению руководства страны, не оставляли надежды возродить

Из книги Ударные корабли Часть 1 Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли автора Апальков Юрий Валентинович

Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Флота Советского Союза Горшков пр. 11434 – 1(1) ОСНОВНЫЕ ТТЭВодоизмещение, т:– Стандартное 33 000– полное 44 500Главные размерения, м:– длина наибольшая (по ВЛ) 273,1 (243)– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 49(2 (31)– осадка средняя 9 5Экипаж (в т. ч.

Из книги Фортификация: прошлое и современность автора Левыкин Виктор Ильич

Тяжелые авианесущие крейсера Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов пр. 11435 и Варяг пр. 11436 – 1 (1) ОСНОВНЫЕ ТТЭВодоизмещение, т:– стандартное 43 000– полное 55 200, 58 900(19*)Главные размерения, м:– длина наибольшая (по ВЛ) 305,0 (270)– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 72,0 (35,0), 75

Из книги Эскадренный миноносец «Новик» автора Степанов Юрий Григорьевич

Укрепления западных стран во второй мировой войне Когда отгремели залпы первой мировой войны, дискуссии о роли укреплений вспыхнули с новой силой. С одной стороны, общественности стран – участниц войны хотелось узнать, оправдали ли себя значительные финансовые затраты

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

Глава 6. В огне Великой Отечественной 6.1. Ветераны Балтики вступают в бой22 июня 1941 г. гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война – самая тяжелая и жестокая из всех войн в многовековой истории нашей

Из книги Мир Авиации 1996 02 автора Автор неизвестен

Из книги Эра адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота автора Лихарев Дмитрий Витальевич

АСЫ МИРА Герой Советского Союза Н.И.Гапеёнок Владимир РАТКИН Москва Мельников и Гапеёнок. Ленинградский фронт. 1941 гНиколай Гапеёнок попал а авиацию… неожиданно для самого себя. В 1937 г. он заканчивал 9 класс. Шел комсомольский набор в авиацию, и группу молодежи из Нового

Из книги Авиация и космонавтика 2001 05-06 автора

ЭПИЛОГ ВЕЛИКОЙ КАРЬЕРЫ Поддавшись первому порыву возмущения совершив такой, на первый взгляд, необдуманный поступок, Фишер стал к концу дня потихоньку приходить в себя и осмысливать сложившуюся ситуацию. А что если правительство Асквнта падет в результате его отставки?

Из книги Отечественные автоматические винтовки автора Газенко Владимир Николаевич

ПОСВЯЩАЕТСЯ 60-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Уважаемые читатели!На протяжении ряда лет редакция журнала «Авиация и космонавтика» свой 5-6 номер традиционно отводит под статьи, посвященные участию авиации во Второй мировой войнеВ этот раз, накануне дня Победы и

Из книги Мир Авиации 2000 01 автора Автор неизвестен

Из книги Мир Авиации 1999 02 автора Автор неизвестен

Герой Советского Союза Константин Фомич Михаленко Владимир РА ТКИН Москва Зимой 1940 г. студент 3-го курса Минского мединститута Константин Михаленко не помышлял ни об армии, ни об авиации. Но после участия в лыжной гонке на 50 км, проходившей на межреспубликанских

Из книги Мир авиации 2003 04 автора Автор неизвестен

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

Герой Советского Союза Федор Сергеевич Чесноков Владимир РАТКИН Москва 367 БАП. Слева направо: техник звена, инженер эскадрильи, летчик Ф.Чесноков. 1942 г.Федор Чесноков родился 28 апреля 1922 года в маленькой деревушке Телятники Луховицкого района Московской области. Отец

Из книги Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина автора Коломиец Максим Викторович

Глава V. В ОГНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Из книги автора

В ОГНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ Танк Т-28 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса, брошенный из-за технической неисправности. Юго-Западный фронт, июль 1941 года (АСКМ).С началом формирования в Красной Армии механизированных корпусов летом 1940 года и переходом автобронетанковых

Строительство во время Великой Отечественной войны

Сажнова Анастасия

Введение

Причины и процесс эвакуации заводов

Строительство и восстановление после эвакуации

Обеспечение кадрами при строительстве в годы Великой Отечественной войны

Трудовая активность строителей

Заключение

Библиография

Введение

Сегодня мы отмечаем 70-летие победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Тыл сыграл немаловажную роль в победе над фашистско-германским государством. С первых дней войны Советский союз начал перебазирование промышленных предприятий в восточные районы СССР, чтобы не позволить врагу захватить огромный промышленный потенциал, материальные и людские ресурсы Советского Союза.

В капитальном строительстве основной упор делался на монтаж эвакуированных предприятий и оборудования. Строительство культурного назначения отошло на второй план.

Из-за нехватки средств и материалов здания возводились в основном из дерева. Строительство велось в сжатые сроки, упрощались планировочные решения и объем монтажно-отделочных работ.

Проблема кадров в условиях войны стала особенно острой. Призыв в армию, выключение из сферы производства населения, оказавшегося на оккупированной территории, привели к сокращению численности рабочих и служащих.

Нехватка рабочей силы в ведущих отраслях промышленности восполнялась частично за счет других отраслей народного хозяйства, введение обязательных сверхурочных работ, отменой очередных и дополнительных отпусков. Это позволило увеличить загрузку оборудования примерно на треть.

Успехи в развитии строительного производства были достигнуты в результате больших усилий работников отрасли. Трудовой героизм в годы войны стал массовым, повседневным, широко распространенным явлением.

Целью данной работы является изучение проблемы строительства в годы Великой Отечественной войны.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

·Провести анализ влияния войны на строительство в целом.

·Выявить проблемы организации труда в годы войны.

При написании данной работы мы использовали исторический и описательный метод исследования.

1. Причины и процесс эвакуации заводов

Перебазирование основных производственных сил из угрожаемых районов страны на восток являлось вынужденной мерой, вызванной крайне неблагоприятной обстановкой на фронте. Вместе с тем оно стало важнейшим звеном в хозяйственной политике Коммунистической партии, направленной на развертывание в глубоком тылу главной военно-промышленной базы страны.

Гитлеровцы рассчитывали повторить свой «европейский опыт», захватить огромный промышленный потенциал, материальные и людские ресурсы Советского Союза.

Советскому Союзу пришлось принимать действенные и экстренные меры, чтобы сорвать планы врага. От темпов перемещения населения и производственных ресурсов с запада на восток во многом зависело развертывание производства боевой техники, обеспечение количественного и качественного превосходства над немецко-фашистскими захватчиками по всем видам вооружения.

ЦК партии, ГКО и Совнарком СССР развернули огромную работу по преобразованию производительных сил страны. Руководил ею комитет по эвакуации, который определял порядок, сроки, очередность и конечные пункты эвакуации людей и материальных ценностей. Его решения, утвержденные правительством, являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов.

В центре и на местах сложилась стройная оперативная система органов по эвакуации при всех союзных наркоматах. Они направляли своих представителей на эвакуируемые заводы и фабрики и в пункты их нового размещения.

В республиках и областях, находившихся под угрозой вражеской оккупации, были образованы комиссии по эвакуации, а на многих железнодорожных узлах, станциях и пристанях - эвакопункты.

Переброска в тыл из западных областей страны предприятий, имевших оборонное значение, началась с первых дней войны. Уже 29 июня 1941г. Было принято постановление о вывозе из угрожаемой зоны 11 авиационных заводов. Вскоре ГКО признал необходимым перевести 26 заводов Наркомата вооружения из центральных районов и Ленинграда в города Поволжья, Урала, Сибири и средней Азии. На базе этих предприятий на новых местах намечалось развернуть производство оружия, патронов и различных приборов к вооружению.

Эшелоны с грузами и людьми непрерывным потоком двигались на восток, и прежде всего в районы Среднего и Южного Урала, в Поволжье, Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Только в течении трех месяцев было перемещено более 1360 крупных, главным образом военных, предприятий.

Несмотря на огромные трудности, перемещение производительных сил в тыловые районы страны прошло в целом слажено и во второй половине 1941 г. На восток было вывезено полностью или частично 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 заводов и фабрик. Из них 226 разместилось в Поволжье, 667 - на Урале, 244 - в Западной Сибири, 78 - в Восточной Сибири, 308 - в Казахстане и Средней Азии.

Развертывание эвакуированных предприятий в постоянных районах в значительной степени оказалось возможным потому, что в годы предвоенных пятилеток здесь были созданы крупная промышленность, топливно-энергетическая база, разведаны залежи полезных ископаемых, проложены новые транспортные магистрали.

Перебазирование производительных сил на восток - одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны.

Своими героическими усилиями советский народ сорвал расчеты гитлеровцев на дезорганизацию советской военной экономики.

2. Строительство и восстановление зданий после эвакуации

Значительный спад Строительства в стране произошел в годы Великой Отечественной войны: численность занятых в отрасли сократилась на 50%. Однако в Восточной Сибири сокращение составило лишь 8% (на 1942), в Западной Сибири произошел рост на 22%. Причиной тому стала эвакуация за Урал предприятий из Европейской России, которые требовалось воссоздать на новом месте. Помимо промышленных предприятий в Сибирь эвакуировались десятки строительных организаций. Трест «Киевпромстрой» эвакуировали в Юргу, «Стройгаз» - в Барнаул, «Севкавтяжстрой», «Южэлектромонтаж», «Госсантехмонтаж», «Строимеханизацию» и некоторые другие крупные тресты - в Новосибирск. Сюда же на время перебазировалось одно из главных управлений наркомата - Главсредазстрой. После запуска эвакуированной промышленности число строителей и в Сибири пошло на убыль (с 1943).

В военное время активно внедрялись скоростные методы строительства. Сокращение сроков сооружения объектов в этот период являлось насущной необходимостью. С этой целью пересматривалась проектная документация. Насколько возможно упрощались конструкции, габариты, устранялись любые «излишества», предусматривалась возможность использования имеющихся в распоряжении строительных организаций местных материалов. Пересмотр проектной документации давал большую экономию времени и средств.

В период Великой Отечественной войны условия и цели строительства резко изменились. Основной задачей было сооружение новых и реконструкция существующих производственных зданий на востоке страны для эвакуированных предприятий и восстановление промышленных сооружений в освобожденных районах. В годы войны архитекторы стремились освоить все экономические резервы, широко применять местные строительные материалы, рационально использовать территорию, сокращать сроки возведения зданий. В 1941-1945 гг. создаются новые, более рациональные конструкции и методы производства работ.

В 1943 г. В тяжелое военное время Партия и Правительство уже проводят ряд мероприятий по организации проектных работ, обеспечивающих восстановление разрушенных городов и сел страны. Составляются генеральные планы восстановления крупных городов (Севастополь, Новороссийска, Смоленска, Ростова-на-Дону, Новгорода и многих других). Для организации этой работы в 1943г. Был создан Комитет по делам архитектуры СССР.

Война нанесла народному хозяйству нашей страны огромный ущерб. В годы войны фашисты превратили в руины и разграбили 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень. Свыше 25 млн. человек остались без крова. Почти полностью или частично были разрушены такие крупные города, как Минск, Сталинград, Севастополь, Витебск и многие другие; тяжелейшим разрушениям подверглись Ленинград, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону.

В ходе войны архитектурное наследство нашей страны понесло неисчислимые, а порой и безвозвратные потери. Были разрушены многие памятники зодчества Ленинграда и его всемирно известных пригородов, Киева, Новгорода, Пскова, Новгорода, Чернигова, Смоленска, Риги, Вильнюса, Вязьмы и других городов РСФСР, Украины, Белорусии и республики Прибалтики. Древние города со сложившимися веками архитектурно-планировочными особенностями, своеобразным архитектурно-художественным обликом были превращены в руины.

Строительство велось ускоренными темпами по специальным проектам военного времени, нацеленным на упрощение и удешевление производственного процесса, экономию дефицитных материалов, замену их местными аналогами. Такой подход потребовал изменения системы организации строительного производства на всех его стадиях. Для военного и восстановительного строительства было характерно непрерывное (трехсменное) ведение строительных и монтажных работ с максимальным совмещением производственных процессов. По сравнению с более ранним периодом произошли изменения в воспроизводственной структуре. Уменьшилась доля инвестиций на чисто строительные работы и, наоборот, увеличился удельный вес средств, затрачиваемых на монтажные работы и на оборудование. В 1941-1945 гг. еще более ярко обозначился дисбаланс в распределении финансовых и материальных ресурсов между производственным и гражданским строительством.

В Сибири возводилось преимущественно временное жилье и почти полностью прекратилось строительство объектов социально-культурного назначения. Для освоения стремительно возросших объемов капиталовложений в регионе пришлось соответствующим образом укрепить производственно-техническую базу стройиндустрии, организовать труд занятых в отрасли работников таким образом, чтобы он в большей мере отвечал специфическим условиям военного времени.

Требовалось создать элементарные условия для жизни людей. В сибирских городах появляется большое кол-во малых индивидуальных домов, а также землянок и полуземлянок, строившихся сотнями вокруг эвакуированных заводов по распоряжениям городских властей и промышленных наркоматов для размещения рабочих. Др. широко распространен способом решения жил. проблемы стала реконструкция чердаков жилых домов и их приспособление к проживанию людей. В сент. 1942 в Свердловске состоялось Урало-Сибирское совещание, организ. Всесоюзным правлением Союза советских архитекторов, посвященное массовому жилищному строительству в восточных регионах страны. Функциональное зонирование населенных мест, очередность стр-ва, этажность и качество жилья - все это подчинялось выполнению оборон. заказов. Появилось огромное количество малоэтажных, как правило, деревянных барачных поселков вблизи промышленных территорий.

В послевоенные годы на территории Сибири и дальнего Востока темпы массового жилищного строительства постепенно восстанавливались.

Для ускорения пуска новых электростанций сокращались объемы строительных и монтажных работ, упрощались тепловые и электрические схемы, конструкции зданий и сооружений.

Ударными стройками первого военного года стали домны на Магнитогорском и Чусовском заводах, Чебаркульский завод качественной стали, автомобильные заводыы в Ульяновске и Миассе, алтайский тракторный в Рубцовске и «Сибтяжмаш» в Красноярске, ряд авиационных, танковых заводов, заводы по производству боеприпасов и другие предприятия оборонного значения.

Обеспечение кадрами при строительстве во время Великой Отечественной войны

Проблему обеспечения кадрами начали решать путем привлечения неработающего трудоспособного городского и сельского населения, выпускников школ ФЗО (фабрично-заводского обучения). Вскоре в Сибири стал численно нарастать такой источник пополнения трудовых коллективов, как эвакуированное население. Помимо этого, советские и партийные организации стали проводить политику по частичному переводу трудовых ресурсов из непроизводственной сферы в отрасли материального производства, в том числе и в строительство. Другим важным источником пополнения строительных организаций стало население других областей и республик СССР, поступающее в сибирские города по мобилизации. Еще до войны на стройках широко использовался труд различных «спецконтингентов». С середины 1941 г. их стало еще больше. К заключенным добавились «спецпереселенцы» из Поволжья, Западной Украины, Западной Белоруссии, из республик Прибалтики (забегая вперед, отметим, что с конца 1944 г. на стройках появился еще один спецконтингент - военнопленные германской армии и ее сателлитов, а еще через год - интернированные в Сибирь военнослужащие Квантунской японской армии). В связи с повсеместным недостатком кадров значение вольного найма как формы пополнения рабочей силы резко сократилось. Все большая часть новичков поступала на стройки в централизованном порядке. Секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) в своем выступлении на VI пленуме обкома отмечал, что строительные организации области (в то время из нее еще не выделились Кемеровская и Томская области) во втором полугодии 1941 г. получили через организованные формы пополнения 85 тыс. рабочих. Поскольку местных трудовых ресурсов не хватало, их привлекали из других районов страны. Много рабочих колонн было сформировано в Казахстане и среднеазиатских республиках СССР. В апреле 1942 г. на 38 стройках Новосибирской области использовались «бойцы», состоящие в 53 рабочих колоннах.

Качественный состав этих кадров находился на низком уровне. Среди них было очень мало профессиональных строителей, людей, ранее работавших на индустриальных объектах. По социальному составу большинство до призыва относилось к крестьянству. Среди бойцов четырех рабочих колонн, прибывших в июле-ноябре 1941 г. в ОСМЧ «Севкавтяжстрой», шоферы и трактористы составляли 5% от общей численности, столько же было станочников по обработке металла, немногим более 20% - плотники и столяры. Штукатуров, бетонщиков, арматурщиков вообще не оказалось. Большая часть таких работников могли использоваться лишь в качестве разнорабочих. Поэтому трудовым колоннам поначалу поручались тяжелые физические работы, где от исполнителей не требовалось высокой квалификации. Одновременно организовывалось их профессиональное обучение. По сравнению с предвоенным годом в 1942 г. численность персонала, занятого на строительно-монтажных работах, в целом по СССР сократилась наполовину. В это же время в Сибири она выросла на 10% и составила 132 тыс. чел. (без учета привлекаемых к работам заключенных и других спецконтингентов). Весь прирост обеспечила Западная Сибирь.

В этом регионе численность строителей увеличилась с 72 до 88 тыс. чел., или на 22%. В Восточной Сибири произошло некоторое сокращение численности: с 48 тыс. чел. в 1940 г. до 44 тыс. чел. в 1942 г., или на 8,3%. В последующие годы, после решения основной задачи - восстановления эвакуированных предприятий, численность строителей в Сибири стала сокращаться. В 1943 г. здесь насчитывалось 107 тыс. чел., в 1944 г. - 106 тыс., а в 1945 г. - 99 тыс. чел. В целом же по СССР и РСФСР в последние военные годы численность рабочих и служащих, занятых на строительно-монтажных работах, быстро нарастала. Если в 1940 г. доля Сибири в общесоюзной численности строителей составляла 7,1%, то в 1942 г. - уже 15,7%. А к 1945 г. она вновь снизилась до 6,5%. Этот показатель был близок к удельному весу капитальных вложений, осваиваемых в Сибири в последний военных год.

Основная часть строителей в этот период направлялась на восстановление освобожденных районов страны. Поскольку восстановление эвакуированных и строительство новых заводов проходило в крайне сжатые сроки при наличии множества лимитирующих факторов, заметно возросли роль и значение инженерно-технических кадров. С учетом важности и сложности инженерного труда в военный период он стал оплачиваться намного выше, чем труд рабочих. Управленческому персоналу приходилось не только больше работать, но и тратить много времени на учебу.

Изменения, по сравнению с мирным временем, в организации производства и труда требовали осмысления и усвоения военного опыта ускоренного восстановления предприятий и их перевода на выпуск военной промышленности. Для его изучения строительные тресты были вынуждены организовывать курсы повышения квалификации инженерно-технических работников, семинары прорабов, мастеров, бухгалтеров и нормировщиков.

Трудовая активность строителей

Успехи в развитии строительного производства были достигнуты в результате больших усилий работников отрасли. Трудовой героизм в годы войны стал массовым, повседневным, широко распространенным явлением. Он базировался на патриотизме трудящихся, на их сознательном стремлении внести посильную лепту в победу над врагом. Немаловажное значение имела деятельность общественных организаций. Через средства массовой информации, повседневную работу внутри трудовых коллективов они инициировали производственную активность строителей.

Социалистическое соревнование обогатилось новыми формами. Главным его содержанием было ускоренное сооружение объектов при возможно минимальном расходовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Основными видами социалистического соревнования были движения двухсотников, многосотников, тысячников, комсомольско-молодежных и фронтовых бригад, новаторов и рационализаторов.

Соревновательные почины двухсотников перерастали в движения пятисотников, затем тысячников.

Признанным лидером среди последних в Новосибирске стал знатный каменщик особого строительно-монтажного управления №3 ОСМЧ «Севкавтяжстрой» С.С. Максименко. В разряд тысячников он вошел 26 октября 1941 г. Работая с двумя подручными, новатор уложил в смену 12800 кирпичей, что составило 1020% нормы. Ровно через полгода С.С. Максименко установил новое, ещё более высокое достижение, уложив за смену 44 тыс. кирпичей, побив тем самым мировой рекорд, установленный в 1934 г. американцем Голливудом . Еще один виртуоз-строитель, достигший вершин профессионального мастерства, трудился на строительстве машиностроительного завода в Юрге. «Чудо-каменщик», как называли И.С. Заболеева, укладывал в смену до 10 тыс. штук кирпича.

Таким образом, строители в военное время внесли весомый вклад в быстрый рост производственного потенциала региона, в перестройку экономики на удовлетворение нужд фронта. Финансовые, материальные, трудовые ресурсы, строительные материалы и оборудование концентрировались на восстановлении эвакуированных промышленных предприятий, сооружении и расширении заводов оборонной промышленности, а также на возведении объектов энергетики, черной и цветной металлургии, химической и фармацевтической промышленности, железнодорожного транспорта. Строительство велось ускоренными темпами по специальным проектам военного времени, нацеленным на упрощение и удешевление производственного процесса, экономию дефицитных материалов, замену их местными аналогами. Такой подход потребовал изменения системы организации строительного производства на всех его стадиях. Для военного и восстановительного строительства было характерно непрерывное (трехсменное) ведение строительных и монтажных работ с максимальным совмещением производственных процессов. По сравнению с более ранним периодом произошли изменения в воспроизводственной структуре. Уменьшилась доля инвестиций на чисто строительные работы и, наоборот, увеличился удельный вес средств, затрачиваемых на монтажные работы и на оборудование. В 1941-1945 гг. еще более ярко обозначился дисбаланс в распределении финансовых и материальных ресурсов между производственным и гражданским строительством.

Вместе с перебазированными предприятиями прибыло 30-40 процентов рабочих, инженеров и техников. Благодаря инициативе партийных, советских, профсоюзных, комсомольских, военных и хозяйственных органов восточных районов страны все трудоспособное население сразу же активно включилось в работу.

Важнейшим условием успешного перемещения производительных сил с запада на восток явился самоотверженный труд коллективов эвакуируемых предприятий и учреждений. Рабочие, служащие, колхозники, все трудящиеся проявили в те трудные дни исключительную выдержку, мужество, беззаветную верность делу партии и социалистической Родине.

завод эвакуация война строительство

Заключение

На основе проведенного исследования можно выявить следующие проблемы строительства в годы Великой Отечественной войны:

·Проблема эвакуации и монтажа оборудования в тяжелых условиях.

Эвакуированные заводы для развертывания производства нередко использовали коробки строившихся цехов или здания непроизводственного назначения. Иногда им приходилось начинать свою вторую жизнь буквально на пустом месте.

·Острая нехватка кадров

Не менее сложной была и проблема кадров. Многие рабочие ушли в армию. На эвакуируемых предприятиях оставалось не более 30-40 процентов рабочих. Чувствовалась острая нехватка квалифицированных специалистов, в том числе монтажников. По указанию Центрального Комитета партии местные партийные и советские органы вели большую работу по вовлечению в промышленность новых кадров и их обучению. При Бюро СНК СССР был создан специальный комитет по распределению рабочей силы. Все работавшие на военных заводах и смежных с ними производствах считались мобилизованными и закреплялись на время войны за этими предприятиями.

Ведение войны требовало крупных финансовых расходов. Поэтому государственный бюджет претерпел существенные изменения. Ассигнования на военные нужды во второй половине 1941 г. по сравнению с первым полугодием возросли на 20,6 млрд. рублей, а на развитие гражданских отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия они уменьшились на 38,1 млрд. рублей (в денежном исчислении 1941-1945 гг.). Советские люди отказывали себе во многом ради победы над врагом.

Библиография

1.А.А. Долголюк. Капитальное строительство в Сибири в годы Великой Отечественной войны // научная статья 2011 г.

А.А. Долголюк, М.Р. Колпакова Жилищное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке.// научная статья 2011г

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: В 27 Краткая история. - 3-е изд., М.: Веноиздат, 1984. - 560 с. Ред. Тельпуховский Б.С., Булычева Г.И., Бурляй А.А., Крестникова Н. В., Макаров Н.И., Секистов В.А., Серегин В.П., Солдатенко Е.И., Спасский А.А., Тавровская Г. М.

История второй мировой войны 1939 1945. Том четвертый Фашистская агрессия против СССР крах стратегии «Молниеносной войны». М. Воениздат - 1975. Редакционная коллегия четвертого тома. Н.Г. Андронников (главный редактор), К.А. Черемухин (заместитель главного редактора), Г.А. Куманев, Д.З. муриев, Д.Г. Наджафов, Н.Г. Павленко, Л.В. Поздеева., А.. Соболев, Н. А. Фокин.

Советская архитектура за 50 лет. Под ред. М.В Посохин, Н.В. Баранов, Ю.М. Родин, Б.С. Мезенцев, Г.М. Орлов, Б.Р. Рубаненко, А.В. Иконников Авт. Коллектив: Л.И. Кириллова (рук. Работы), И.В. Иванова, В.Н. Калмыкова, А.Я. Ковалев, В.В. Нестеров, З.А. николаевская, Н.А. Пекарева, П.А. Тельтевский, А.С. Фиенко, С.О. Хангомедов. Издательство литературы по строительству, Москва, 1968 г.

Цепкалова А.А. Принудительный труд в контексте мобилизационной политики: трудовое использование заключенных ГУЛАГа на объектах капстроительства Главпромстроя. //научная статья.

January 30th, 2012

На днях, во время поиска информации по Ржевско-Вяземскому оборонительному рубежу, на сайте "Подвиг Народа", мне неожиданно попалась карта, которая была датирована маем 1941 года и озаглавлена - "Схема укрепленных районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас-Деменск" (фонд 208 опись 2511 дело 309).


Сначала, я подумал, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года, а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось " " мая 1941. Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

В 1940 и 1941 активно строилась первая линия - так называемая "Линия Молотова", вдоль новой границы, которая возникла в сентябре 1939 года.
Вторая линия - "Линия Сталина" местами покинутая войсками (которые выдвинулись западнее), а местами реконструируемая проходила вдоль старой границы. И вот оказывается, планировалась и третья линия, в каких то 300 км от Москвы. Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 за первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, при этом во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 млн рублей.
На карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан, до 22 июня 1941 года, приказ о начале ее строительства, однако в любом случае, была проведена большая подготовительная работа по рекогносцировке и проектированию рубежа. Исходя из того, что была подсчитана смета (с точностью до тысяч рублей) можно с с большой долей уверенности предположить, что к этому времени были созданы детальные проекты по всей линии, определены объемы земляных, бетонных и прочих работ.
Не очень понятно, за счет каких сил планировалось ее строить - план по "Линии Молотова" не выполнялся, буквально все силы были брошены на ее строительство (бетон лили даже ночью 22 июня), кроме того должна была начаться реконструкция "Линии Сталина" и формирование для нее новых частей.

Не хочется делать быстрых выводов, хотя они напрашиваются сами собой - Советский Союз готовился к обороне и к войне на своей территории.

Возможно, что данная карта, это часть доклада, который был представлен Сталину 24 мая 1941 года. Он был написан в единственном экземпляре от руки 15 мая 1941 года: "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками".
"Соображения..." содержали в себе такую приписку рукой Ватутина: «Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов на тыловом рубеже Осташков, Почеп и предусмотреть строительство новых укрепрайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы».
Осташков это как раз северный фланг рубежа, а Почеп - южный.

Судя по опросам на профильных форумах , подобной карты никто никогда не видел и даже не подозревал о ее существовании. Никаких упоминаний об этих 4х УРах ранее не встречалось.

Вот такая мистика. Любопытно, что меню поиска на сайте "Подвиг Народа" начинается с 06.1941, за май это единственная карта находящаяся на сайте. Единственное объяснение ее появления состоит в том, что она была в одной описи с сентябрьскими картами Западного фронта, по Ржевско-Вяземской линии. Возможно, ее использовали для сверки или как образец, а потом заодно сдали в архив.
При рассекречивании и оцифровке на дату не обратили внимания и она проскочила в общий доступ.

Вероятно, можно найти какие либо доказательства начала подготовки строительства этой линии. Возможно, средства были заложены в бюджет СССР на 1941 год, задания на производство оборудования для ДОТов и их вооружения были включены в планы заводов, возможно в этот район уже выдвигались какие то строители, открывались лагпункты и тп.

Поскольку карта очень большая (найти ее можно либо на сайте, либо на торрентах - странно, что ранее на нее не обратили внимания), дам несколько ее частей с УРами для большей наглядности.

Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами.

Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково.

130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня

95 км по фронту. В 1941 году линия обороны проходила примерно также, включая предполье.

Продолжение (надеюсь) последует

UPD. Картинки бОльшего размера
Фотографии в альбоме «

К началу Великой Отечественной войны большинство гидроэлектростанций в СССР строилось под контролем НКВД с широким использованием труда заключенных. Попавшие в плен немецкие и японские военнослужащие тоже нередко работали бок о бок с узниками ГУЛАГа.

К концу 1945 года в советском плену оказалось около 3,5 млн человек, главным образом немцев и японцев. Учитывая нехватку рабочей силы из-за больших потерь на войне и огромных объемов работ по восстановлению разрушенного хозяйства, было решено использовать труд военнопленных, в том числе и на строительстве гидроэлектростанций. При этом к процессу подключали и заключенных ГУЛАГа.

Упоминания о работе военнопленных встречаются довольно часто, когда речь идет о строительстве и восстановлении многих гидроэлектростанций по всей стране. Нередко отмечается, что им доверяли ответственную работу, требующую высокого качества исполнения. При этом между военнопленными, остальными строителями и местными жителями зачастую складывались добрые отношения, что на первый взгляд, кажется удивительным.

Фархадстрой. Рабочие на строительстве Фархадской ГЭС.

Так, военнопленные участвовали в достраивании Угличской ГЭС. Старожилы вспоминают, что работали пленные немцы усердно и дисциплинированно. Им доверяли и отделку фасадов, и архитектурные работы, и строительство домиков на шлюзе вместе с мостом через него, и облицовку плитами.

Хуберт Денезер, бывший немецкий военнопленный, попавший на стройку Угличской ГЭС в 1944 году, вспоминает: "Лагерь находился на левом берегу. В деревянном бараке было 4 зала, койки, печки, коридор, туалет, столовая, кухня и хлеборезка. Различные мастерские: сапожная, ремонтная, пожарная часть, котельная. Работал я в Угличе 22 месяца. По лестнице в арке шлюза бегал 148 ступенек вверх-вниз с ведром за водой для замешивания цемента. Освоил много строительных профессий. Когда вернулся в 1948 году из плена в Германию, сам себе выстроил дом... Зимой мы пилили лед на Волге, чистили подвалы от старого льда. Летом вывозили навоз на поля. Там виделись с девушками, шутили и смеялись".

Строительство Фархадской ГЭС. Фото Макса Пенсона. Узбекистан, 1944

Работали пленные немцы и на новой стройке Цимлянской ГЭС, хотя и не очень долго - с 1948 по 1950 годы. Их было более 5 тысяч человек, и участвовали они в основном в работах подготовительного периода - добыче камня в карьерах, строительстве автодорог и т. п. Среди военнопленных были и осужденные либо находящиеся под следствием военные преступники. Их труд использовали на более тяжелых работах. Выводились они под надежной усиленной охраной войск МВД с таким расчетом, чтобы обеспечить их изоляцию от населения и других работников.

Военнопленные японцы работали на строительстве Фархадской ГЭС в Узбекистане - крупнейшей на тот момент гидроэлектростанции в Средней Азии. Было их, по разным данным, от трех до пяти тысяч человек. На них возлагались самые ответственные и сложные работы. Кроме плотины станции, они построили два водоотводящих канала, которые до сих пор работают без ремонта и потерь воды. Старожилы отмечают, что японцы не умели халтурить и работали честно, на совесть, не допускали брака.

Вклад военнопленных в строительство гидроэлектростанций был значительным, но работа длилась недолго - уже к концу 1949 года подавляющее большинство пленных было репатриировано на родину.

Благодарим компанию "РусГидро" за предоставленные материалы. Больше историй о том, как работали ГЭС во время Великой Отечественной Войны, героях и неочевидных на первый взгляд событиях можно прочитать на сайте спецпроекта

© 2024 a3-butik.ru -- Бизнес. Идеи. Переработка. Заработок. Выбор ниши. Финансы