Что такое ретрит? Ретриты Задать вопрос Андрею Алексееву можно в разделе.

Главная / Идеи

Интроверт или экстроверт — совершенно неважно, какой у вас тип темперамента и потребность в длительном общении с людьми. Каждый человек время от времени нуждается в периодах уединения. Кто-то изредка, а для кого-то это регулярная насущная необходимость.

Ретрит. Тишина. Одиночество. Осознанность.

Что такое ретрит

Ретрит — это психотехническая практика, предусматривающая серию уединенных прогулок на природе, одиночных медитаций на фоне полнейшего абстрагирования от привычного образа жизни.

Практику ретрита имеет смысл проводить на выездных многодневных каникулах. Туристические походы, дачное затворничество или просто провести пару выходных дней в одиночестве. В любом случае вам необходимо изолировать себя и свое личное пространство от повседневного контекста. Список первоочередных мероприятий: исчезновение с “экранов радаров”. Не дрогнувшей рукой организуйте себе отдых от компьютеров, сотовых телефонов, телевизора, кино, книг и прочих информационных благ цивилизации на 2-10 дней.

В чем польза ретрита

Главная цель проведения любого многодневного ретрита вовсе не доведение обывателя до крайней степени информационного голода. Ахиллесова пята нынешнего сверх всякой меры перегруженного полезной информацией времени — обилие теории на фоне тотального отсутствия практики. В итоге мы черпаем знания не ложкой, и даже не поварешкой, а полным ковшом. Все знаем, все понимаем, но ничего из усвоенного зачастую никак не применяем в реальной жизни.

Эффективность подобной модели развития стремится к абсолютному нулю. Сам собой напрашивается вывод — все эти мудрые мысли и трактаты в лучшем случае превращаются в умах большинства людей в мыслительную шелуху, а заложенный в них изначально смысл проносится мимо жизни рядового обывателя со скоростью удирающей из солнечной системы хвостатой кометы.

Чем себя занять

Чем себя занять в ходе ретрита? Телефон отключен, вай-фая нет и не предвидится, книги остались дома, а медитации эффективны только первые полтора — два часа. Отправляясь на встречу со своим истинным Я захватите с собой ряд полезных материалов, они просты и доступны любому человеку — это стопка бумаги и набор самых примитивных канцелярских принадлежностей, а также коробочку с любимым рукоделием. Также будет не лишним захватить с собой помимо аудио-проигрывателя хороший и удобный диктофон, краски (мелки, маркеры и цветные карандаши).

Вот небольшой список того, чем вы будете разбавлять свои медитативные практики:

  1. Физические упражнения . Йога, пилатес, пробежки на свежем воздухе — в общем все те нехитрые способы размять свое тело после длительной медитации в неподвижной позе.
  2. Прогулки на природе . Постарайтесь избежать контактов с людьми, особенно разговоров и выяснения отношений. Ритмичный и беззаботный шаг, без спешки поможет рассредоточить внимание и разгрузить голову от повседневных хлопот. Это отличное средства для плавного перехода в медитативное состояние.
  3. Ремесленные практики : любимое рукоделие вам поможет размять руки и спокойно обдумать свои внутренние инсайты.
  4. Художественно-изобразительные практики . Рисуйте абстракции, пишите с натуры, набрасывайте схемы и выплескивайте на бумагу поднимающиеся изнутри эмоции. Разумеется, если ваша деятельность как-то охватывает одну из граней изобразительного искусства, то карандаши, краски и мелки лучше оставить дома.
  5. Практика “здесь и сейчас” . Если погода позволяет, то понаблюдайте за тем, что происходит вокруг. Приложите немного усилий и вместо ухода внутрь своих переживаний присутствуйте здесь и сейчас. Хотя бы пару минут. Дышите полной грудью, живите и наслаждайтесь текущим моментом. Кто знает, когда у вас получится еще вот так вот спокойно посидеть на природе.

Коллективные ретриты

С одной стороны ретрит — одиночная практика ухода внутрь себя. С другой стороны — коллективные ретвиты могут быть не менее эффективны, организовать их гораздо проще, особенно, если вам необходима менторская помощь наставника. Единственное ограничение, которого требуется строжайше придерживаться — это отсутствие знакомых лиц (ваших родственников, домочадцев, супруга или супруги и, разумеется, детей).

Практика ретрита — одна из самых древних зафиксированных в исторических источниках психологических практик просветления сознания. Ее польза не только в нервной нагрузке, но и создании подходящих условий для осмысления себя со стороны, благодатной почвы для инсайтов и принятия трудных решений. Как говорил некто Козьма Прутков: зри в корень! Ретрит — это про то, что большое видится на расстоянии.

Снова приветствуем вас, любознательные читатели.

Сегодня вы узнаете, что такое ретрит в буддизме. Это слово имеет множество переводов с английского, из которых в данном контексте нам интересны будут «отшельничество, затворничество, уединение, удаление от общества».

Для чего это нужно

С какой целью буддисты прибегают к этому методу? Повседневная жизнь настолько переполнена суетой, что мы порой не успеваем осознать, что на самом деле она очень скоротечна. В таких условиях совершенно невозможно уделить себе время, остановиться и задуматься над тем, кто мы и для чего пришли в этот мир? Мы не можем осознать природу нашего ума, встретиться с самим собой.

Поэтому адепты буддизма, да и не только этой религии, стремятся уйти в уединённое место на какое-то время, чтобы посвятить себя духовной практике. Такие оазисы тишины бывают в горах, у рек, за городом. Можно этим заниматься и дома.

В наше время существуют специальные ретритные центры, к ним относятся и монастыри. Например, «Сад Дао», расположенный в Тайланде, окружён великолепными садами площадью в сорок гектаров, где можно предаться выбранной практике – йоге, медитации, выполнению системы дыхательных упражнений. Его шестнадцать домов и два кондоминиума могут укрыть от шумного мира около двухсот гостей.

Пребывая в саду, можно заняться и цигун – специальной системой медитативных упражнений, которую составили почти пять тысяч лет назад даосские монахи. Она помогает управлять энергией внутри тела и эффективно его укрепляет, как и дух человека.

Випассана, древняя индийская практика, способствующая тому, чтобы увидеть вещи в истинном свете, поможет очистить сознание в процессе наблюдения за самим собой.

Длительность медитации может исчисляться днями, неделями, месяцами и даже годами. Существует мнение, что для того, чтобы стать ламой, нужно медитировать три года непрерывно. Ну а основал ретритную традицию, как известно, — Гаутама Шакьямуни.

Немного истории

Большинство исследователей буддизма считают, что его основатель — реально существовавший человек, который родился в богатой семье главы племени шакьев в северо-восточной Индии.

Наслаждаясь беззаботной жизнью, купаясь в роскоши и не зная ни в чём нужды, этот молодой человек, по имени Сиддхартха Гаутама, однажды ощутил острую необходимость пообщаться с мудрецами, чтобы узнать, как избавиться от страданий и череды перевоплощений в жизни.

Он оставил родной дом и странствовал семь лет, чтобы найти ответ на волнующий его вопрос. В один день, когда молодой человек метидировал под деревом, на него снизошло озарение.


Просветлённый, Будда осмысливал полученный ответ несколько дней, а затем вернулся к людям и проповедовал около сорока лет.

Таким образом, мы можем считать, что это и было первым ретритом, проведённым Буддой интуитивно. В то время его последователи проводили жизнь, скитаясь и странствуя. Гаутамой был закреплён обычай Вассы (с санскрита «дождь»), трёхмесячного ретрита, который предполагал, что монахи в течение периода дождей длиной в три месяца, с июля до октября, каждый год будут вести оседлый образ жизни, занимаясь медитационной практикой.

Такой шаг был предпринят в соответствии с буддийским принципом непричинения вреда ближнему, в данном случае – жителям окрестных общин, так как монахи, обходя затопленные дороги по полям, вытаптывали бы им пшеницу.

Это и послужило толчком для образования монастырей. Интересно, что срок, проведённый здесь монахами с того момента, как они получили посвящение, исчислялся в вассах.

Какими бывают ретриты

Рассмотрим виды уединения, а также как себя вести во время осознания своего предназначения. Различают довольно много аспектов ухода от мирской суеты:

  • внешний, внутренний и тайный;
  • индивидуальный и групповой;
  • открытый и закрытый;
  • в полном молчании и в живом общении;
  • в постоянной медитации и в праздничной атмосфере;
  • в уединённых уголках природы и в полном мраке помещения (тёмный ретрит).


Тулку (форма проявления Будды в обычном мире) Ургьен Ринпоче пояснял, что слово «цам», соответствующее «затворничеству», в переводе с тибетского значит «граница». Соответственно, послушнику предписывалось отсекать себя определёнными границами от внешнего мира.

Внешние границы не позволяют посторонним присутствовать при осуществлении ретрита, а практикующему — покидать место проведения; внутренние предписывают полностью ограничить активность тела, речи и ума, то есть нужно ничего не делать, ни о чём не разговаривать и изгнать из головы все посторонние мысли; а тайные – не отвлекаться от внутреннего самопознания.

Главное во время этого действа – глубоко осознать непостоянство сансары, то есть бесконечной череды страданий и перерождений, своё временное пребывание в этой жизни в этом воплощении, и возможность в любую минуту умереть. И, в связи с этим, непроизвольно решиться навсегда отречься от привязанности к сансарным хлопотам, как к бессмысленным и бесполезным.

Индивидуальные удаления от общества позволяют максимально сосредоточиться на поставленной цели, но опытные учителя предостерегают слишком интровертированных людей от рассмотрения такого способа как возможности спрятаться от вызовов, которые им бросает жизнь.

Это ещё больше ослабит таких практикующих. Все нерешённые проблемы вернутся к ним «по возвращении», так как от нелегко избавиться.


Коллективные затворничества, напротив, позволяют почувствовать общую связь и важность усилий каждого для достижения общей цели. Если делиться радостью познания и вдохновением с другими, то можно совместно создать положительную карму.

Уединения бывают открытыми, когда какие-то контакты с окружающими всё же осуществляются, но при этом очень нежелательно отвлекаться; и закрытыми, когда связь с миром полностью исключается.

Молчанию во время исполнения ретритов придаётся первостепенное значение, так как, перестав разговаривать, послушник отсекает главный источник отвлечения.

Ретриты могут проходить в суровой строгости непрерывной медитации, но можно создать и торжественную, радостную атмосферу в процессе изготовления различными способами , во время проведения разнообразных буддийских мастер-классов.


И, наконец, одним подходит слияние с первозданной природой во время отшельничества, а другие предпочтут практику в полностью затемнённом помещении, так называемый тёмный ретрит, чтоб ничто не могло их отвлечь от главного занятия.

Великие учителя буддизма считают, что достичь просветления за одну жизнь, не практикуя ретрит – невозможно.

Основы правильного проведения

Какую бы форму ухода от действительности не выбрал для себя послушник, некоторые общие правила всё же существуют:

  1. Соблюдение намеченного расписания.
  2. Правильное питание, преимущественно вегетарианское.
  3. Помощь опытного наставника.

Заключение

Известно, что восемь – это сакральное число в буддийской теоретической мысли. И не случайно, что регулярная практика ретрита избавит медитирующего от восьми мирских привязанностей: желания получить похвалу, прославиться, испытать сомнительные удовольствия, стремления к потребительству, опасения быть несчастным, поруганным, не добившимся славы, боязни испытать чувство потери.

Хочется стать хозяйкой каждого своего дня. Чтобы в нем все было гармонично, учтены разные сферы жизни: саморазвитие, семья, друзья, работа, рукоделие. В реальности же, получается, много суеты, а внимание направляю в какую-то одну из сфер. Остальные оказываются заброшенными, забытыми. От этого появляется чувство вины и ощущение потери времени. С чего начать выстраивать свой день? Какие вопросы задать самой себе, чтобы научиться расставлять приоритеты дня?

Марина, Новосибирск

Жизнь многогранна, в ней есть и семья, и работа, и рукоделие… Но важно понять, что для вас важно сейчас. Для этого в свой день нужно в первую очередь включить не рукоделие, а саморазвитие. Очистите сознание и оно подскажет, как расставить приоритеты. Сделать это можно эволюционным и революционным способами.

Эволюционный - это ежедневная практика, а в качестве революционного предлагаю ретрит - глубокое погружение в практику для того, чтобы ум вышел за рамки привычного мира.

Через три дня вам захочется сбежать обратно в город. Через пять - начнет казаться, что все уже ясно и теперь точно можно возвращаться, но вы посидите еще - дальше будут приходить все более глубокие ответы.
Что произойдет во время ретрита? Вы увидите свой ум, он будет говорить вам: «Зачем ты здесь, пошли обратно в город, у нас там столько дел»… Но нужно четко понимать: сейчас идет практика и нужно противостоять попыткам ума вернуть вас в привычный мир.

Все ответы придут из вашего высшего Я, когда вы выйдите за пределы привычной жизненной концепции. Возьмите ручку и бумагу, потому что вы устанете записывать то, что вам надо сделать. Разум подскажет, что отпустить, а что внедрить, где избавиться от гнева, а где - попросить прощения.

Получив решение, определите одно главное правило и с первых дней своего возвращения вводите его в жизнь. Написать можете хоть пятьдесят, но выберите одно и делайте. За счет этого будут разворачиваться и все остальные.

Начните стабильно практиковать, пусть сначала это будет занимать 5–10 минут в день. Благодаря этому вы сможете поддерживать сознание в чистоте, а «генеральную уборку» делайте с помощью ретрита каждые три-шесть месяцев или раз в год. Со временем вы почувствуете, что духовная практика - это необходимость, такая же как чистить зубы, принимать душ, вы увидите, что ваша жизнь изменилась.

Еще, как правило, нужен жесткий график. Например, я встаю в 6 утра, в течение часа делаю зарядку, медитирую, потом иду в душ, завтракаю, затем определенное время трачу на работу, рукоделие, но ровно в 19.00 откладываю все дела и посвящаю время семье. Спланируйте свою жизнь, внедрив в нее инструменты саморазвития. Займитесь собой - это самая выгодная инвестиция.

Около года назад у меня пропал интерес к жизни. Ни с того, ни с сего. Никаких трагедий и потрясений не происходило. Просто не хочется ничего: ни развлечений, ни путешествий, ни общения. Даже на работу хожу через силу, хотя дело свое очень люблю. Постоянное ощущение усталости, удрученности, обреченности. Объективно в жизни все хорошо, придраться не к чему. Но как выйти из этого тупика?

Виктор, Новосибирск

Усталость, обреченность, удрученность - все это состояния ума. Но вы - не ум, вам нужно выйти за его пределы и стать самим собой. Для этого советую пройти пяти-семидневный ретрит.

Лучше отправиться к мастеру йоги и медитации, который поможет найти выход из этого тупика. Можете поехать на ретрит, который мы организуем каждые полгода.

Но можно попробовать и самому. Для этого отправляйтесь в сильное природное уединенное место - например, на Алтай. Туда, где нет телевизора, радио, газет, людей. Оставьте дома телефон и побудьте наедине с самим собой.

Просыпайтесь рано утром, принимайте душ, делайте зарядку, медитируйте, молитесь, гуляйте, затем возвращайтесь и снова молитесь и медитируйте. Ни с кем не разговаривайте, при встрече с людьми старайтесь не смотреть им в глаза. Перейдите на легкое и минимальное питание, откажитесь от мяса и другой тяжелой пищи, от алкоголя. Благодаря этому внимание из внешнего мира уйдет во внутренний, вы увидите себя и свою жизнь со стороны и выйдите из тупика, в который вас загнал ум.

После первого ретрита ум сольет много энергии, после второго - меньше, после третьего - еще меньше. Постепенно, распробовав вкус тишины и покоя, вы начнете менять свой образ жизни: все меньше будете находиться вовне и все больше станете накапливать в себе энергии. Но самая главная практика заключается в том, чтобы научиться контролировать эту энергию - накапливать и отдавать тем, кому это действительно нужно. Это приходит с опытом.

Задать вопрос Андрею Алексееву можно в разделе .

В настоящее время в буддийской литературе и в Интернете используется двоякое написание английского слова retreat. Автор этих строк также уже начал запутываться – а как же все-таки правильно писать: рЕтрит или рИтрит? На память сразу приходит слово ноль, которое можно писать как нуль. Но это явно не тот случай, когда сочетаются две гласные. Чтобы все-таки разобраться в правильном написании необходимо провести анализ и рассмотреть некоторые правила вхождения иностранных слов в русский язык. Можно совместно обсудить как правильно писать, выслушать филологов и наконец договорится, что слово retreat пишется так-то, благо для этого нам не нужно решение Конституционного суда.

Вот один из интересных аргументов: сообщение Владимира Копринского, встреченное мною в группе новостей DHARMA.RU:

«Слово это пpоисходит от английского retreat. Hо действительно, есть пpоблема - как его пpавильно пеpедать по-pусски: иногда пишут pЕтpит, иногда pИтpит. Пpавильная тpанскpипция (английское пpоизношение) будет:
retreat - .

И казалось бы, вывод ясен. Hо не стоит спешить…

Посмотpим в англо-pусский словаpь. Слова, начинающихся на „ret-“ или даже „retr-“ и уже вошедшие в pусский язык, встpечаются там не так уж pедко. Однако все они в pусском пеpеводе пишутся „pет-“:
retire [ритайэ] - ретироваться
retort - pетоpта
retouch - pетушь
retranslate - pетpанслиpовать
<и т. д.> (тpанскpипция здесь для наглядности несколько упpощенная.

Еще больше в словаpе таких слов, начинающихся на „re-“. И опять, все они в pусском пеpеводе пишутся „pе-“:
reality - pеальность
receipt - pецепт
reflection - pефлексия
relaxation - pелаксация
religion - pелигия
reproduction - pепpодукция
<и т. д.>

Довольно часто и английское пpоизношение, и русское написание бывают на „ре-“. Может, здесь и пpичина того, что в остальных случаях тоже „pе-“?
referee - pефеpи
register - pегистp
regular - pегуляpный
relativism - pелятивизм
repetition - pепетиция
retrospection - pетpоспекция
<и т. д.>

Попpобуем с дpугой стоpоны. А много ли вообще в pусском языке слов, начинающихся на „pит-“? Смотpим в словаpе pусского языка. Исключая пpоизводные, всего 3 слова!
Ритм, pитоpика, pитуал (rhythm, rhetoric, ritual). Слово „pитоpика“ (rhetoric) вpоде бы подтвеpждает написание на pи-, однако, в начале у него все-таки „rhe-“, а не „re-“. Hе тот случай… Может, будет больше слов, начинающихся на „pи-“? Hет, и здесь не густо. Исключив самые кpутые теpмины и взяв только существительные (кpоме уже упомянутых на pит-), получим:
Риза, pидикюль, pинг, pис, pиск, pисунок, pиф, pифма. Английских аналогов на „re-“ они не имеют. Все-таки, с тpудом вспомнил одно „нужное“ слово: pиэлтоp (real-tor). Оно новое, в словаpь еще не вошло. Hо и здесь пpичина появления pи- вместо pе- скоpее в том, что нужно упpостить пpоизношение, избавиться от двойного е-э. Hе совсем _тот_ случай… В общем, не хочется огоpчать тех, кто пpивык к написанию „pитpит“, но все-таки получается, что в pусском языке пpинято английские слова на re-, вошедшие в язык, пеpедавать тоже чеpез pе-. И это несмотpя на их английское пpоизношение на „pи-“. Иначе же надо объявлять слово retreat исключением, что также не соответствует тенденции на унификацию и упpощение pусского языка, о котоpой говоpят специалисты».

Звучит вполне убедительно но чего-то не хватает: «Может хлеба?», как говорил один из комиков. И вот встречаю в журнале «Мир Интернет» N5 за 1999 год статью о том как иностранные компьютерные термины входят в наш язык. Автор статьи Роальд Неклюдов «Как слово наше отзовется», пишет:

«…Широко употребляются апплет, баннер, броузер, медиа, спаммер, трафик, хотя следовало бы писать (как произносится по-английски): эплет (applet – произносится с ударением на первом слоге!), бэнер (banner), браузер (browser), мидиэ (media), спэмер (spammer), трэфик (traffic). Что же делать? Исправлять ошибку первых авторов (и редакторов и корректоров!) или оставлять в этой ошибочной, но уже привычной форме?..»

Вот это уже ближе к сердцу – произнести английское слово так, чтобы ни один англичанин не догадался. Но шутки – шутками, а тут дело серьезное, как никак судьба слова решается. Действительно исторически сложилось так, что в таких уважаемых изданиях как журнал «Путь к себе», «Буддизм России» и начавшей выходить буддийской литературе слово retreat писалось через «е». Потом в дело вступили профессиональные переводчики и стали писать через «и», что внесло смятение в наши умы. Но все же учитывая все перечисленное выше, а также еще один «железный» аргумент, как слово «Дхарма», которое на самом деле «Дарма», встает вопрос: «Так ли уж правильно правильное написание?»

Все свои замечание, предложения, дополнения присылайте Валерию Павлову на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и давайте покончим с этой двойственностью.

© 2024 a3-butik.ru -- Бизнес. Идеи. Переработка. Заработок. Выбор ниши. Финансы