Бакалавр это высшее образование или нет — чем отличается от специалиста. Является ли бакалавр специалистом с высшим образованием Высшее профессиональное образование бакалавриат

Главная / Переработка 

Подготовка студентов по направлению бакалавра началась в России в 1996 году. С тех пор, конечно же, происходили и внедрялись разные реформы в системе образования. Сейчас многих интересует, бакалавр – это законченное высшее образование или нет? На что стоит рассчитывать выпускнику с такой степенью, нужно ли идти учиться дальше, поскольку это неполное образование или и так сможет получить диплом и работать?

Система образования действительно способна показаться в этом плане несколько запутанной. Начать стоит с определения. Бакалавр – это степень, для которой в процесс обучения введены определенные стандарты и предметы. Если сравнивать ее с магистратурой или даже специалистом, то объем информации тут сокращен. Стоит привести такие данные:

  1. Бакалавр учится в среднем 4 года.
  2. Специалист – 5 или 6 лет.
  3. Магистр – зачастую 6 лет.

Сейчас появились учебные заведения, в которых выдают степень бакалавра и после 4-х лет, но объем знаний все равно остается сокращенным по сравнению с двумя другими направлениями.

Можно даже сказать, что это база, специальные знания по профессии студенты получают уже после получения статуса бакалавра.

Бакалавриат с точки зрения закона и работодателя

Не нужно далеко ходить, если есть закон, точно объясняющий все положения степени. В законе № 273-ФЗ, редактуры 03.07.2016 года «Об образовании Российской Федерации», содержатся такие уровни профессионального образования:

  • сначала идет среднее специальное образование, которое можно получить в колледжах и ПТУ;
  • далее бакалавр – это действительно высшее образование;
  • высшее образование – магистратура, специалист;
  • высшее образование – аспиранты и выше.

Вроде бы государственный образовательный стандарт четко говорит, что это и есть высшее образование, однако сейчас в стране оно делится на три уровня. И бакалавриат – только первый из них.

Что это дает в реальности? Поскольку диплом бакалавра в стране принят только первой ступенью высшего образования, то он отражает лишь начальные знания или базу по специальности. Работодатели гораздо охотнее дадут место специалисту или магистру, даже особо не разбираясь в навыках претендента. Многие люди до сих пор не считают, что бакалавр – это полное высшее образование, поэтому даже не хотят рассматривать соискателей на должность.

Кто выше по степени: бакалавр или магистр

Бакалавр и магистратура как альтернатива

Большинство студентов после получения диплома о первой степени высшего образования идут на магистратуру или специалиста. Второй является традиционным вариантом для многих людей. Магистр – это заимствование у европейской системы образования. Он обучается не менее 6 лет. Многие по окончании бакалавра сомневаются, на какое направление идти.

Многие специалисты говорят, что магистратура на сегодняшний день предпочтительнее. По всему миру понятие «специалист» в контексте образовательной системы уходит в прошлое. Магистр получает углубленные знания по профессии. Кроме того, этот статус позволяет продолжить научную деятельность в дальнейшем, к примеру, идти в аспирантуру. Даже при отличных оценках и рекомендациях специалист не имеет такой возможности. Диплом магистра также открывает двери для обучения в иностранных ВУЗах.

Отличия бакалавра от магистра

В первую очередь нужно понимать, что и то, и то – это полное образование. Но имея на руках диплом магистра, вы с большей вероятностью найдете работу. Разница очевидна. Она в сроках обучения, в полноте знаний и опыта. Магистратура дает углубленные знания в специальности, что, с точки зрения работодателя, весьма привлекательно. Вы можете устроиться на работу, но в будущем все равно продолжать получать знания, защищать свою степень и так далее.

На самом деле, дипломы можно также отличить не престижем, а целями. Если вы хотите реализовать себя с практической точки зрения, то бакалавриат вполне подходит в этом плане. Если важно развиваться в выбранном направление, то ваш путь – однозначно магистратура.

Кстати, наличие диплома бакалавра дает возможность получить второе высшее образование. Поэтому однозначно обучение такого плана пригодится.

Отличия специалиста

Считается ли специалист приоритетным образованием? И в чем вообще его отличия от бакалавра и магистра? Сегодня некоторые ВУЗы вообще не практикуют этот уровень или убирают его из своей программы. Вполне возможно, что к окончанию обучения такой диплом станет неактуальным и ненужным.

Чем бакалавриат отличается от магистратуры

Хотя в некоторых ВУЗах до сих пор оставляют возможность поступать после специалиста на аспиранта. Лучше еще на этапе поступления на первый курс узнать все тонкости и особенности своего университета. О своем будущем нужно думать заранее и смотреть на специальность с точки зрения трудоустройства.

С 2007 года понятие «неполное высшее образование» упразднено. На данный момент такой формулировки в новом законе о высшем образовании нет. Расхожим выражением стал термин « ». В нем подразумевается, что студент не прошел полный курс обучения в университете и не о его окончании.
В случае, если студент отучился первый семестр и удовлетворительно прошел испытания хотя бы по одному из предметов на первой сессии, он получает академическую справку, в которой будут указаны освоенные дисциплины. Если студент был отчислен до первой сессии, такой справки он не получит, так как ни по одному предмету он не отчитался. Если студент является слушателем, в справке будет указан список прослушанных курсов с указанием часовой нагрузки.
Для работодателя важен документ, фиксирующий наличие у вас знаний по специальности. Если вы устраиваетесь на работу, будучи студентом, вы указываете, что имеете неоконченное высшее образование, так как фактически специалистом еще не являетесь.
При трудоустройстве большинство работодателей не видят существенной разницы в дипломах бакалавра и магистра.

Новая система высшего образования в России

Согласно Болонской конвенции, принятой в 2003 году, высшее образование в России стало двухуровневым. Все абитуриенты зачисляются в бакалавриат, обучение длится четыре года. По итогам выполнения учебного плана, студент получает диплом о высшем образовании первой ступени и имеет право выйти на работу по полученной специальности.
Выпускник может принять решение о продолжении обучения в стенах родного вуза, подав документы в магистратуру по выбранному профилю. Она дает возможность углубить свои знания, в выбранной специализации отучившись еще два года, и получить диплом о высшем образовании второй ступени.
В США только половина студентов, которые поступают в колледж, чтобы получить степень бакалавра, достигает своей цели. А в Японии экзамены во время сессий – формальность. Можно целыми днями играть в теннис и все равно получить диплом.

Бакалавриат - неполное высшее образование

Студент, получивший диплом бакалавра, считается полноценным выпускником вуза с полным высшим образованием. Этот документ дает возможность занимать должность по полученной специальности. Диплом магистра также приравнивается к полному высшему образованию с возможностью преподавания в высших учебных заведениях.

Полнота профессиональной подготовки бакалавра определяется тремя условиями, описанными законом об образовании.

  • Часть седьмая ст. 60 273-ФЗ определяет статус бакалавриата как ступени высшего образования.
  • Высшая проф. подготовка бывает полной, неполной и неоконченной. Получить диплом слушатель программы может только в одном из трех перечисленных случаев – первом (полный курс).
  • Бакалавры выпускаются с дипломами (в «Синергии» – дипломами государственного образца + унифицированное международное приложение, подтверждающее квалификацию для иностранных работодателей).

То есть предположение, что бакалавриат это неполное высшее образование, начисто лишено законных оснований. Диплом – свидетельство окончания курса, а закон относит курс бакалавра к программам высшего образования.

Почему возникает подобный вопрос?

Почему тогда вопрос о полноте и законченности профессиональной подготовки бакалавров возникает так часто? Чтобы ответить, нужно обратиться к недавней истории реформ образовательной системы России.

Хотя институт бакалавриата здесь существует давно, активно применяться его программы стали с 1996 года. До 2011-го российские студенты выпускались преимущественно с дипломами специалистов. Бакалавры получили численное превосходство среди выпускников менее десятка лет назад. Многие просто еще не привыкли к Болонской системе, на чьи «рельсы» перешла Россия.

Ступени высшего образования в России

Бакалавры учатся четыре года, специалисты – пять. Выглядит как потеря качества подготовки. Хотя ситуация обратная: специалитет, который занимал пять лет учебы, условно говоря, разделился на два этапа, добавив год.

  • Четыре года бакалавриата – теория.
  • Два года магистрата – время для практики, исследований, углубленного изучения технологий, применяемых в профессии.

Это первые два уровня одной программы (первое высшее).

Третья ступень – аспирантура. Специалитет сохраняется, хотя практикуется вузами все реже. Он остается первой ступенью, за которой может следовать только аспирантура, иначе это уже второе образование.

Чем специалисты отличаются от магистров?

Болонская система обучения дает сразу несколько преимуществ выпускникам бакалавриата перед специалистами.

  • По программе непрерывного образования учащийся вправе освоить несколько профилей – магистерская профессия может быть не идентичной бакалаврской, а смежной. Магистрат для выпускников специалитета – это уже вторая профессия (нет отсрочки от армии, учебного отпуска, прочих привилегий), для бакалавров – вторая ступень первой программы подготовки.
  • Осознав ошибку на этапе получения первой специальности, студент может через магистрат ее сменить, не теряя времени. Специалисты могут только переучиваться (II ВПО).
  • Студент может продолжать практическую часть курса, будучи уже трудоустроенным (осваивать степень магистра, отрабатывая на практике реального бизнеса изучаемые приемы, технологии, методы). Специалист учится пять лет, не отрываясь от вуза, либо с согласованием индивидуальной программы при желании совмещать работу с учебой.

Трудоустройство бакалавров на рынке труда в РФ

В отличие от абитуриентов вузов, которые один или два раза в жизни разбирают юридические, организационные нюансы программ подготовки, российские работодатели постоянно сталкиваются с вопросами оценки квалификации кандидатов. Потому прекрасно понимают, что бакалаврский диплом достаточен, чтобы принять на работу сотрудника, к которому предъявлены требования о высшем образовании.

Трудоустройство бакалавра на рынке труда РФ не вызывает сложностей. Более того, окончание четырехлетнего бакалаврского курса престижного вуза обеспечивает активному целеустремленному человеку возможность занимать руководящую должность. В том числе с перспективой обучения на магистрате за счет нанимателя.

Летом многие выпускники школ спешат подавать документы в один или несколько выбранных вузов для продолжения своей учебы и приобретения выбранной профессии.

Равноправные дипломы

Не так давно российские вузы выпускали только специалистов с дипломами. К примеру, окончивший технический вуз выпускник становился инженером, агрономом, экономистом с приставкой определенной специальности. Эту схему хотели изменить еще в 90-х годах двадцатого века и сделать ее аналогичной западной. Европейцы и американцы в своих вузах производят бакалавров и магистров.

Это нововведение было установлено для того, чтобы дипломы, которые получают студенты по окончании российского высшего учебного заведения, признавались в других странах. Чтобы выпускнику не пришлось переучиваться за границей или подтверждать каким-либо способом свое образование. Благодаря сходному по продолжительности обучению и единым названиям любому работодателю мира становится ясно, какое образование получил соискатель на рабочее место.

Почему двухуровневая система?

Чтобы реализовать задуманное, наша страна присоединилась к Болонской конвенции. Для этого потребовалось сферу высшего образования привести к требуемым странами-участницами стандартам. Сегодня закон о высшем и послевузовском образовании устанавливает двухуровневую систему высшего образования: бакалавр и магистр.

Почему двухуровневая модель? Главная причина кроется в том, что такая система подготовки специалистов лучше адаптируется к рыночной экономике. Эта модель давно применяется в США, Канаде, Англии и других странах, именно она обусловила их экономические успехи.

Термин "бакалавр"

Откуда берет свое начало это слово? Что такое бакалавр? С английского языка термин переводится как:

  • Молодой рыцарь-вассал.
  • Одинокий самец.
  • Холостяк.

Если додумать, то получается, что это молодой человек, ищущий свое место под солнцем в этом мире. Вполне подходящее название для того, кто находится в начале своего жизненного пути.

Суть бакалавра

Что такое бакалавр? Это выпускник высшего учебного заведения. Сегодня многие люди, окончившие вуз, в своем дипломе имеют запись "бакалавр". Это высшее образование или нет? Выпускник получает законченное высшее профессиональное образование, только, в отличие от магистратуры, на базовом уровне. Подготовка бакалавра занимает четыре года, в ходе которой студент получает фундаментальные знания общенаучного и общепрофессионального характера без узкой специализации.

Фундаментальная подготовка помогает легче адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку труда, где необходимо осваивать смежные профессии. Сейчас большинство работодателей устраивает базовое высшее образование соискателя. Остальное ему покажут и расскажут на месте.

Учеба или работа?

Многих будущих выпускников волнует вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет? Это первый уровень высшего образования. Студент получает степень бакалавра, затем без перерыва в учебе он может продолжить свое обучение в институте и поступить в магистратуру. А если он устал от учебы и хочет сделать перерыв? Когда молодой человек решит сделать перерыв в учебе, то базовая профессиональная подготовка и диплом бакалавра дадут ему право наравне с другими выпускниками высших учебных заведений претендовать на соответствующую должность. Через некоторое время, когда опыт будет накоплен, уже более осознанно он сможет продолжить учебу в магистратуре любого вуза нашей страны или зарубежья.

Термин "магистратура"

В переводе с латинского означает "наставник", "учитель". Магистратура - это второй уровень высшего образования, он ориентирован в том числе на преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. Для поступления сюда необходимо сдавать экзамены. Магистратура дает возможность поступить в аспирантуру.

Сколько получается дипломов? После четырехлетнего обучения в вузе студенту выдают диплом бакалавра, с которым он имеет право поступать в магистратуру, после двух лет учебы он получает диплом. Получается, что после 6 лет успешной учебы у него на руках два диплома.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое бакалавр, подытожим: это молодой человек (или девушка), получивший базовые знания по выбранной специальности и получивший диплом вуза.

Переходный период закончился в 2011 году, и теперь все вузы перешли на двухуровневую систему образования "бакалавр - магистр". В этот список не попали только военные, медицинские и художественные высшие учебные заведения. Магистратура в основном сосредоточена в государственных высших учебных заведениях, а бакалавриат присутствует в негосударственных. Список направлений вузов очень обширен. Он зависит от названия и направления самого учебного заведения.

Итак, мы выяснили, что такое бакалавр. Направления подготовки данной ученой степени существуют самые различные. Например, бакалавр экономики. Получив такой диплом, молодой человек сможет работать в организациях различных отраслей и форм собственности, осуществляя экономические, маркетинговые, аналитические, финансовые, производственно-экономические службы. Также по окончании вуза ему присваивается степень бакалавра или, другими словами, квалификация.

Из истории

В дореволюционный период истории России звание "магистр" ввел Александр I в 1803 году. Магистр занимал промежуточное значение между кандидатом (это человек, который окончил университет с отличием) и доктором. Степень магистра давала возможность получить чин титулярного советника.

Ученые степени могли давать только следующие университеты: Московский, Дерптский, Казанский, Харьковский. Ученую степень присуждали после того, как студент выдержит магистерский экзамен. Подготовка к нему занимала около 4 лет. Дореволюционного магистра можно приблизительно приравнять к нынешнему кандидату наук. К получению ученой степени магистра предъявлялись требования, сравнимые и сопоставимые с ученой степенью доктора философии Европы того времени. В большинстве вузов России в конце 19-го века отменяется кандидатская степень и начинает существовать модель "магистр - доктор". После революции в России ликвидируются все ученые степени, и их нет вплоть до 1934 года.

Болонская декларация

Министры образования Европы подписали совместное заявление в Болонье в 1999 году. В декларации говорится о создании единой зоны европейской высшего образования и намерении стран, которые ее подписали, продвигать систему европейского ВО по всему миру. Наша страна присоединилась к этому движению в 2003 году, она стала 40-й по счету, кто ее подписал.

Естественно, есть и противники прозападной системы образования. Не без основания считается, что российская модель образования по ряду направлений подготовки не только не уступает западной, но и превосходит ее. Поэтому унификация образования не отразится положительно на ее улучшении. Также есть мнение, что равноценность дипломов подтолкнет выпустившихся специалистов к отъезду из страны. Несовершенство же базы многих вузов не даст им возможности участия в Болонском процессе.

С 1996 года после введения двухступенчатой системы до сих пор многие задаются вопросом, бакалавриат это полное высшее образование или нет. Это волнует не только будущих студентов, но и родителей, так как всем необходимо полное понимание, будет обучаться молодой человек.

В федеральном законе от 22.08.1996 №125-Фз, дополненном в 2003 и 2012 г.г., четко обозначены две образовательных ступени, после завершения которых человек получает диплом о высшем образовании:

  • бакалавр;
  • магистр или специалист.

Данные изменения в системе подготовки специалистов связаны с необходимостью приблизить высшую школу к общеевропейскому стандарту и облегчения интеграции в него .

После окончания школы абитуриент может поступить только на программу бакалавриата, и лишь закончив, продолжить учебу в магистратуре. Диплом бакалавра дает возможность не только продолжить обучение за границей, там работу.

Таким образом, законченным высшим образованием считается диплом об окончании любой из двух ступеней обучения. На какой стадии заканчивать учебу, решать каждому студенту в отдельности, в зависимости от целей, выбранной профессии и предполагаемого места работы.

  1. Бакалавриат – первая степень высшей формы обучения, получение базовых профессиональных знаний, необходимых для практической работы. Как правило, достигается уровень уже после 4 лет учебы в ВУЗе. В дипломе указывается степень и специальность, например, « ».
  2. Специалитет – уровень высшего образования с присвоением квалификации по специальности. Это классическое обучение, при котором помимо углубленных теоретических знаний даются узкие практические навыки по профессии. Актуален для России. Привычная всем форма советского образования. Стоит понимать, что это не промежуточный уровень, а полноценное образование в традиционном понимании. Постепенно специалитет уходит в небытие, оставляя только две ступени высшего образования.
  3. Магистратура – углубленное изучение специальных предметов с научным уклоном. Магистратура может являться продолжением образования, если поступление осуществляется после начальной ступени по той же специальности. Дает возможность получить дополнительное высшее образование, если выбрано другое направление или уже имеется диплом специалиста. Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе.

Бакалавриат как начальная степень высшего образования, имеет ряд преимуществ:

  • сокращенный срок обучения (в большинстве случаев 4 года) позволяет раньше начать трудовую деятельность или кардинально сменить профессию без потери времени;
  • возможность продолжить образовательный процесс за границей;
  • общая направленность образовательного процесса без углубления в узкие дисциплины дает широкий выбор при выборе работы или специальности. При этом зачастую достаточно лишь окончить курсы повышения квалификации.

Основные минусы:

  • невозможно заниматься научными изысканиями или продолжать обучение в аспирантуре;
  • ограничения при выборе работы или низкая конкурентноспособность по сравнению с магистрами;
  • невозможность получить доступ к ряду государственных должностей, а также в сфере образования;
  • отсрочка от армии заканчивается сразу после окончания уровня.

Диплом первой академической степени выдается только после защиты выпускной работы, подтверждает освоение фундаментальных знаний и общих научных основ. Данная степень присутствует во всех сферах, кроме медицинской.

Бакалавры в первую очередь практики, которые могут успешно заниматься самообразованием или совершенствованием в рамках профессии без отрыва от производства.

Бакалавр на рынке труда

Кадровики до сих пор ошибочно считают, что бакалавриат – это то, что раньше называлось незаконченное высшее образование. Многие работодатели не знают, бакалавриат это полное или нет высшее образование, из-за этого часто устанавливают ограничения для кандидатов на вакансии. На самом деле, это полное образование, требующее продолжения лишь в отдельных случаях в зависимости от стремлений студента.

Некоторые социологи опасаются существенного снижения уровня качества высшего образования в России из-за сокращения сроков обучения, а значит, получения меньшего количества знаний. К тому же многие институты не спешат переходить на новую систему, придерживаясь традиционного обучения специалистов. Но количество лет обучения вовсе не свидетельствует, что выпускник станет хорошим специалистом. Скорее, это зависит от личностных характеристик человека, а также его способности и желания обучаться и качественно выполнять свою работу.

Крупные заводы и предприятия не ставят во главу угла наличие у молодого специалиста степени магистра. Большинство из них ценят способность к обучению, предпочитают принять работника с основными необходимыми знаниями и прививать ему практические знания непосредственно на рабочем месте.

Вместе с тем, построить карьеру лишь с дипломом первой ступени достаточно сложно. На рассмотрении у депутатов находится законопроект, который не позволит бакалаврам занимать руководящие посты.

Вопрос о приеме на вакантную должность бакалавра или магистра, решает только работодатель, также, как и возможность дальнейшего профессионального роста своего работника. Некоторые места требуют глубоких знаний, предполагают наличие навыков научной работы, поэтому занимать их могут только магистры.

Студенты, которые закончили учебное заведение по программе бакалавриата, должны хорошо представлять себе свое будущее, чтобы решить, нужно ли им продолжать обучение.

© 2024 a3-butik.ru -- Бизнес. Идеи. Переработка. Заработок. Выбор ниши. Финансы